Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Потребительские предпочтения россиян разных поколений

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-2-21-37

EDN: VGSNNU

Аннотация

Раскрыто содержание и основные идеи теории поколений. Описаны культурные и исторические факторы, повлиявшие на социализацию жителей России разного возраста. Представлен теоретический анализ работ, посвященных особенностям потребительского поведения по отношению к различным товарам и услугам. Выявлены потребительские предпочтения россиян разных поколений. Делается вывод, что эти потребительские предпочтения имеют качественные различия. Так, для бэби-бумеров важны качество, позитивность, мнение людей, которым они доверяют; для поколения Х — бренды, которым они привержены, персональные предложения со скидками и бонусами, экологичность и технологичность; для поколения Y — уникальность товара, соответствие новым трендам, яркость подачи; для цифрового поколения — возможность онлайн-покупки, эмоции, яркие впечатления, игра в покупателя. Учет этих особенностей в маркетинге поможет увеличить клиентскую базу, повысить лояльность покупателей к товару или услуге и снизить риск для производителей и торговых компаний.

Об авторе

Н. И. Иоголевич
Тюменский индустриальный университет
Россия

Иоголевич Наталья Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий



Список литературы

1. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. – Текст : электронный // Росстат : сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 04.02.2025).

2. Асташова, Ю. В. Теория поколений в маркетинге / Ю. В. Асташова. – Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2014. – Том 8, № 1. – С. 108–114.

3. Исаева, М. А. Поколение / М. А. Исаева. – Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 1. – С. 265–268.

4. Глотов, М. Б. Поколение как категория социологии / М. Б. Глотов. – Текст : непосредственный // Социологические исследования. – 2004. – № 10(246). – С. 42–48.

5. Жаворонкова, А. А. Теории поколений в России : миф или реальность? / А. А. Жаворонкова. – DOI 10.24412/2073-3305-2023-4-189-192. – Текст : непосредственный // Образование. Наука. Научные кадры. – 2023. – № 4. – С. 189–192.

6. Левада, Ю. Л. Сочинения: избранное: социологические очерки, 2000–2005 / сост. Т. В. Левада. – Москва : Издатель Карпов Е. В., 2011. – 507 с. – Текст : непосредственный.

7. Радаев, В. В. Миллениалы : как меняется российское общество / В. В. Радаев. – Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 224 с. – Текст : непосредственный.

8. Шамис, Е. М. Теория поколений. Необыкновенный Икс / Е. М. Шамис, Е. Н. Никонов. – Москва : Синергия : Школа бизнеса, 2017. – 138 с. – Текст : непосредственный.

9. Бородина, О. В. Современное общество потребления на основе теории поколений / О. В. Бородина. – Текст : электронный // Оригинальные исследования. – 2017. – № 2. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30032030_87696359.pdf (дата обращения 21.03.2025).

10. Журавлева, Л. А. Теория поколений в маркетинге / Л. А. Журавлева, М. А. Манина. – Текст : непосредственный // Молодежь и наука. – 2018. – № 2. – С. 127–130.

11. Кулакова, А. Б. Поколение Z: теоретический аспект / А. Б. Кулакова. – DOI 10.15838/tdi.2018.2.42.6. – Текст : электронный // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 2 (42). – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32834379_81530282.pdf (дата обращения 21.03.2025).

12. Михалев, А. М. Факторы влияния на поведение потребителей и их учет в разрезе теории поколений / А. М. Михалев. – DOI 10.24412/2071-3762-2023-9315-3-10. – Текст : непосредственный // Практический маркетинг. – 2023. – № 9 (315). – С. 3–10.

13. Ожиганова, Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения / Е. М. Ожиганова. – Текст : электронный // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2015. – № 1. – С. 94–97. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (дата обращения 21.03.2025).

14. Филимонова, А. А. Маркетинговая деятельность организаций с точки зрения различных теорий поколений / А. А. Филимонова, Е. В. Денисова. – Текст : электронный // Устойчивое развитие регионов в современных условиях модернизации финансово-экономического образования: сборник научных статей. – 2023. Калуга. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=64138967 (дата обращения 21.03.2025).

15. Шевцова, Е. В. «Бумеры» и «миллениалы»: жизненные стратегии, политические установки и цифровизация / Е. В. Швецова. – DOI 10.32324/2412-8945-2021-3-46-52. – Текст : непосредственный // Развитие территорий. – 2021. – № 3 (25). – С. 46–52.

16. Шишкунова, В. А. Теория поколения: понятие и характеристика / В. А. Шишкунова. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : материалы III Международной научно-практической конференции творческой молодежи. – Красноярск : Сибирский государственный университет. – 2017. – Том 3. – С. 882–884.

17. Жутяева, С. А. Поколение альфа: готовимся к будущим потребителям / С. А. Жутяева. – Текст : непосредственный // Навыки вне профессий : сборник докладов Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбУТУиЭ, 2021. – С. 27–32.

18. Шлегель, Е. В. Поколение «Альфа» : в поисках типических черт / Е. В. Шлегель. – DOI 10.35853/vestnik.gu.2023.4(43).09. – Текст : непосредственный // Вестник Гуманитарного университета. – 2023. – № 4 (43). – С. 84–90.

19. Посыпанова, О. С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей : монография / О. С. Посыпанова. – Калуга : Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. – 296 с. – Текст : непосредственный.

20. Попова, Н. В. Поведение потребителей и маркетинговые коммуникации : ценностный подход / Н. В. Попова, О. В. Соснова. – Текст : электронный // Траектория науки. – 2015. – № 5. – URL: http://pathofscience.org/index.php/ps/article/view/28 (дата обращения 21.03.2025).

21. Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории : монография / Р. Р. Сидорчук, И. И. Cкоробогатых, А. А. Мешков [и др.]. – Москва : Креативная экономика, 2017. – 182 с. – Текст : непосредственный. – DOI: 10.18334/9785912921575

22. Семенов, К. И. Оценка потребительских предпочтений в системе российского предпринимательства: на примере среднего класса : специальность 08.00.30 «Экономика предпринимательства» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Семенов Константин Иванович. – Санкт-Петербург, 1999. – 19 с. – Место защиты : Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. – Текст : непосредственный.

23. Волкова, А. Д. Социальная идентичность и доверие в контексте предпочтения продуктов цифровой экономики : теоретический обзор / А. Д. Волкова, О. И. Патоша. – DOI 10.24411/2500-1000-2020-10230. – Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 3–1 (42). – С. 173–177.

24. Андросова, Л. А. Влияние рекламы в Интернете на представителей различных возраст групп / Л. А. Андросова, А. В. Храмкина. – Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия : Общественные науки. – 2016. – Том 2, № 3(7). – С. 42–46.

25. Емельянова, Т. П. Образы прошлого, настоящего и будущего у представителей поколения «Бэби-бумеров» / Т. П. Емельянова, Т. В. Белых, В. Н. Шабанова. – DOI 10.18384/2310-7235-2018-3-75-85. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : психологические науки. – 2018. – № 3. – С. 75–85.

26. Герман, М. Р. Социальные ценности молодых людей : влияние ценностей поколений на поведение потребителей при выборе одежды / М. Р. Герман, Т. М. Резер. – Текст : непосредственный // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы VII Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. – Т. 1. – С. 55–60.

27. Руденко, К. О. Какая реклама «цепляет» поколения X, Y, Z / К. О. Руденко, М. Р. Давидян, О. А. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Структурная и технологическая трансформация России : проблемы и перспективы. От плана ГОЭЛРО до наших дней : Материалы междунар. науч.-практич. конференции. – Краснодар : Краснодарский ЦНТИ. – 2021. – С. 525–530.

28. Цуканов, И. Л. Теория поколений в маркетинге / И. Л. Цуканов, М. А. Ткалич. – Текст : непосредственный // Русский космизм : история и современность. Место и роль науки и технологий в решении глобальных проблем современности : сборник трудов по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. – Королев : Технологический университет. – 2021. – С. 254–262.

29. Устойчивое поведение потребителей : исследование через призму теории поколений / Г. С. Тимохина, С. В. Мхитарян, И. И. Скоробогатых [и др.]. – DOI 10.18184/2079-4665.2022.13.3.420-442. – Текст : непосредственный // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – Т. 13, № 3. – С. 420–442.

30. Михалева, М. А. Модель покупателей и его характеристика по поколению X Y Z / М. А. Михалева. – Текст : непосредственный // StudNet. – 2020. – Т. 3, № 4. – С. 432–436

31. Земскова, Е. С. Анализ поведения потребителей в цифровой экономике с позиции теории поколений / Е. С. Земскова. – Текст : электронный // Вестник Евразийской науки. – 2019. – Том 11, № 5. – URL: https://esj.today/PDF/32ECVN519.pdf (дата обращения 21.03.2025).

32. Малетин, С. С. Особенности потребительского поведения поколения Z / С. С. Малетин. – DOI 10.18334/rp.18.21.38560. – Текст : непосредственный // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18, № 21. – С. 3347–3360.


Рецензия

Для цитирования:


Иоголевич Н.И. Потребительские предпочтения россиян разных поколений. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2025;18(2):21-37. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-2-21-37. EDN: VGSNNU

For citation:


Iogolevich N.I. Consumer preferences across generations in Russia. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2025;18(2):21-37. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-2-21-37. EDN: VGSNNU

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)