Модель распределенного управления научно-исследовательской деятельностью студентов
https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-1-48-60
EDN: ZYNKGX
Аннотация
Цель статьи — анализ и адаптация моделей распределенного управления в контексте научно-исследовательской деятельности студентов. В рамках исследования рассматриваются различные управленческие подходы, такие как бинарное, субсидиарное, матричное и партисипативное управление. Основное внимание уделено моделям, способствующим децентрализации управления и активному вовлечению студентов в процесс принятия решений. Методология исследования включает анализ 38 публикаций на русском и английском языках из научных баз данных eLibrary.ru, Google Scholar и JSTOR. Изучены управленческие практики, применяемые как в образовательных учреждениях, так и в корпоративных структурах для последующей их адаптации в вузах. Исследование показало, что применение моделей распределенного управления способствует развитию студенческих научных обществ, повышению гибкости и эффективности управленческих процессов в вузах. Бинарное и матричное управление содействуют гармонизации вертикальных и горизонтальных структур, что улучшает взаимодействие между студентами и преподавателями. В заключение сделан вывод о необходимости адаптации успешных управленческих практик из других отраслей экономики в образовательную среду для повышения качества студенческой науки и эффективности НИРС.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. КемметРоссия
Кеммет Елена Викторовна, кандидат социологических наук, старший преподаватель
г. Екатеринбург
А. Н. Михайлова
Россия
Михайлова Анна Николаевна, студент; старший аналитик, Региональная лаборатория пользовательского тестирования (г. Калининград), Центр разработок «Государство для людей» АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ»
г. Екатеринбург
Список литературы
1. Радина, Н. К. Развитие науки как личный проект : студентки и студенты о перспективах развития российской науки / Н. К. Радина, Л. Э. Семенова, А. В. Козлова. – DOI 10.17759/sps.2022130405. – Текст : непосредственный // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13, № 4. – C. 68–89.
2. Москвина, А. В. Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов / А. В. Москвина, Л. А. Кочемасова. – DOI 10.17673/vsgtu-pps.2019.2.9. – Текст : непосредственный // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2019. – № 2. – С. 119–133.
3. Research mentoring and scientist identity: insights from undergraduates and their mentors / R. D. Robnett, P. A. Nelson, E. L. Zurbriggen [et al.]. – DOI 10.1186/s40594-018-0139-y. – Text : direct // International Journal of STEM Education. – 2018. – Vol. 5. – P. 1–14.
4. Кеммет, Е. В. Организация и самоорганизация в управлении студенческой наукой и научным наставничеством / Е. В. Кеммет. – DOI 10.15826/izv1.2023.29.4.080. – Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. – 2023. – Т. 29, № 4. – С. 231–247.
5. Амбарова, П. А. Студенты как партнеры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры / П. А. Амбарова, Н. В. Шаброва. – DOI 10.19181/snsp.2024.12.3.3. – Текст : непосредственный // Социологическая наука и социальная практика. – 2024. – Т. 12, № 3. – С. 56–75.
6. Аксенова, Н. А. Модели организации управления научно-исследовательской деятельностью вуза / Н. А. Аксенова. – Текст : непосредственный // Инфраструктурные отрасли экономики : проблемы и перспективы развития. – 2013. – № 3. – С. 168–171.
7. Резник, С. Д. Участие преподавателей в управлении кафедрой : анализ вузовских практик / С. Д. Резник, О. А. Сазыкина. – DOI 10.15826/umpa.2018.03.030. – Текст : непосредственный // Университетское управление : практика и анализ. – 2018. – № 3(115). – С. 100–112.
8. Decentralization : An International Perspective / H. J. Walberg, S. J. Paik, A. Komukai, K. Freeman // Educational Horizons. – 2000. – Vol. 78, Issue 3. – P. 153–64.
9. Крутоголов, Ю. В. Англосаксонская модель управления профессиональным образованием / Ю. В. Крутоголов. – DOI 10.37493/2307-907X.2022.4.26. – Текст : непосредственный // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 4. – С. 233–238.
10. Засыпкин, В. П. Модели государственного управления образованием: анализ зарубежного опыта / В. П. Засыпкин. – Текст : непосредственный // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – № 10. – С. 82–91.
11. Михайлова, В. Е. Система делегирования полномочий и распределения ответственности в образовательной организации / В. Е. Михайлова. – Текст : электронный // Наука и практика в образовании : электронный научный журнал – 2024. – Т. 5. – № 1. – С. 15–21. – URL: https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_1_15
12. Lichtenthaler, U. (2016). Six principles for shared management : a framework for the integrated economy / U. Lichtenthaler. – DOI 10.1108/JBS-03-2015-0029. – Text : direct // Journal of Business Strategy. – Vol. 37, Issue 4. – P. 3–11.
13. Scott-Young, C. M. Shared leadership in project teams: An integrative multi-level conceptual model and research agenda / C. M. Scott-Young, G. Maged, A. Grisinger. – DOI 10.1016/j.ijproman.2019.02.002. – Text : direct // International Journal of Project Management. – 2019. – Vol. 37, Issue 4. – P. 565–581.
14. Никольский, В. С. Обучение служением в России : становление предметного поля / В. С. Никольский. – DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32, № 12. – С. 9–28.
15. Updated methodological guidance for the conduct of scoping reviews /M. D. J. Peters, C. Marnie, A. C. Tricco [et al.]. – DOI 10.11124/JBIES-20-00167. – Text : direct // JBI Evidence Implementation. – 2021. – Vol. 18, Issue 10. – P. 2119–2126.
16. Бычкова, О. В. Что такое shared governance? / О. В. Бычкова. – DOI 10.15826/umj.2016.105.049. – Текст : непосредственный // Университетское управление : практика и анализ. – 2016 – № 5. – С. 110–121.
17. Трайбы и транспарентность : перспективы цифровых механизмов самоорганизации в российской науке / А. А. Космарский, В. В. Картавцев, Н. Ю. Подорванюк, М. М. Боде. – DOI 10.14515/monitoring.2019.6.05. – Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. – 2019. – № 6(154). – C. 65–90.
18. Курманов, А. Т. Концепция распределенного управления в сложных экономических структурах / А. Т. Курманов, С. И. Ширяев. – Текст : непосредственный // Транспортное дело в России. – 2012. – № 6-2. – С. 222–224.
19. Decentralization : An International Perspective/ H. J. Walberg, J. P. Susan, K. Atsuko, F. Karen. – Text : direct // Educational Horizons. – 2020. – Vol. 78, Issue 3. – P. 153–64.
20. Выходцева, Е. А. Управление научно-исследовательской деятельностью в вузе / Е. А. Выходцева, М. Н. Гусева , Н. Г. Малышкин. – Текст : непосредственный // Вестник университета. – 2015. – № 9. – С. 130–136.
21. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе: учебно-методическое пособие / А. В. Ефанов, В. А. Федоров, Л. C. Приходько [и др.]. – Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2009. – 144 с. – Текст : непосредственный.
22. Стромов, В. Ю. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / В. Ю. Стромов, П. В. Сысоев. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2017. – № 10(216). – С. 75–82.
23. Woelert, P. Strategic Bureaucracy : The Convergence of Bureaucratic and Strategic Management Logics in the Organizational Restructuring of Universities / P. Woelert, B. Stensaker. – DOI 10.1007/s11024-024-09535-1. – Text : direct // Minerva. – 2024. – pp. 1–21.
24. Свиткевич, Ю. В. Современное научное руководство в университетах: взаимодействие субъектов процесса, детерминанты эффективности результатов / Ю. В. Свиткевич. – DOI 10.21702/ncpb.2021.3.3. – Текст : непосредственный // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2021. – № 19(3). – С. 44–61.
25. Present-day management of universities in Russia : Prospects and challenges of e-learning / E. R. Vershitskaya, A. V. Mikhaylova, S. I. Gilmanshina [et al.]. – DOI 10.1007/s10639-019-09978-0. – Text : direct // Education and Information Technologies. – 2020. – Vol. 25. – P. 611–621.
26. Цветков, В. Я. Субсидиарное управление / Цветков В. Я. – Текст : электронный // Современные технологии управления. – 2017. – № 1(73). Номер статьи: 7302. – URL: https://sovman.ru/article/7302/
27. Paterson, S. L. The development of subsidiary-management research: review and theoretical analysis / S. L. Paterson, D. M. Brock. – DOI 10.1016/S0969-5931(01)00053-1. – Text : direct // International Business Review. – 2002. – Vol. 11, Issue 2. – P. 139–163.
28. Li, X. Can locally-recruited R&D personnel significantly contribute to multinational subsidiary innovation in an emerging economy? / X. Li, J. Wang, X. Liu. – DOI 10.1016/j.ibusrev.2012.12.002. – Text : direct // International Business Review. – 2013. – Vol. 22, Issue 4. – P. 639–651.
29. Ирхин, И. В. Принцип субсидиарности: в поисках баланса между централизацией и децентрализацией (государственно-правовой аспект) / И. В. Ирхин. – DOI 10.17803/1994-1471.2020.120.11.160-171. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15, № 11. – С. 160–171.
30. Iwuagwu, E. The Socio-Ethical Principle of Subsidiarity : A Philosophical Appraisal of Its Relevance in the Contemporary World / E. Iwuagwu. – Text : direct // Research on Humanities and Social Sciences. – 2016. – Vol. 6, Issue 12. – P. 174–183.
31. Apugu, S. G. B. C. Matrix Structure and Its Contributions to a Company’s Operational Flow Pattern / S. G. B. C. Apugu. – Text : direct // European Journal of Business and Management. – 2016. – Vol. 8, Issue 22. – P. 119–125.
32. Макаркин, Н. П. Матричное управление в высшем учебном заведении / Н. П. Макаркин, О. Б. Томилин, И. М. Фадеева. – Текст : непосредственный // Университетское управление : практика и анализ. – 2004. – № 1(29). – С. 43–47.
33. Rees, W. D. Matrix structures and the training implications / W. D. Rees, C. Porter. – DOI 10.1108/00197850410548567. – Text : direct // Industrial and Commercial Training. – 2004. – Vol. 36, Issue 5. – P. 189–193.
34. Белоусов, В. Л. Формирование матричной инфраструктуры управления в исследовательской организации / В. Л. Белоусов. – Текст : непосредственный // Инноватика и експертиза : научные труды. – 2008. – № 1(2). – С. 54–62.
35. Белоусов, В. Л. Информационно-процедурная модель формирования матричной структуры управления научными исследованиями / В. Л. Белоусов, Е. А. Иноземцева. – Текст : непосредственный // Инноватика и экспертиза : научные труды. – 2007. – № 1. – С. 184–197.
36. Елунин, М. Н. Управление студенческим научным микроколлективом в матричной структуре / М. Н. Елунин, С. А. Пиявский. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 148–152.
37. Wagner, J. A. Shared influence and organizational behavior: A meta-analysis of situational variables expected to moderate participation-outcome relationships / J. A. Wagner, R. Z. Gooding. – Text : direct // Academy of Management Journal. – 1987. – Vol. 30, Issue 3. – P. 524–541.
38. Participative management practices and institutional goal attainment in Nigerian universities / G. O. Omorobi, U. F. Mbon, V. J. Owan, J. A. Ekpenyong. – DOI 10.20448/801.51.169.177. – Text : direct // American Journal of Social Sciences and Humanities. – 2020. – Vol. 5, Issue 1. – P. 169–177.
39. Цветков, В. Я. Применение принципа субсидиарности в информационной экономике / В. Я. Цветков. – Текст : непосредственный // Финансовый бизнес. – 2012. – № 6. – C. 40–43.
40. Mishra, A. Prioritizing structural management by quantifying the effect of land use and land cover on watershed runoff and sediment yield / A. Mishra, S. Kar, V. P. Singh. – Text : direct // Water Resources Management. – 2007. – Vol. 21, Issue 11. – P. 1899–1913.
41. Schmidt, E. How Google Works / E. Schmidt, J. Rosenberg. – Grand Central Publishing. – 2014. – 320 р. – Text : direct.
42. Meyer, K. E. Managing the MNE subsidiary : Advancing a multi-level and dynamic research agenda / K. E. Meyer, C. Li, A. P. J. Schotter. – DOI 10.1057/s41267-020-00318-w. – Text : direct // Journal of International Business Studies. – 2020. – Vol. 51, Issue 4. – P. 538–576.
43. Rohmanue, A. The influence of marketing communications agencies on activist brands’ moral competency development and ability to engage in authentic brand activism: Wieden+ Kennedy ‘Just Does It’ / A. Rohmanue, E. S. Jacobi. – Text : direct // Journal of Brand Management. – 2024. – Vol. 31, Issue 2. – P. 126–139.
Рецензия
Для цитирования:
Кеммет Е.В., Михайлова А.Н. Модель распределенного управления научно-исследовательской деятельностью студентов. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2025;18(1):48-60. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-1-48-60. EDN: ZYNKGX
For citation:
Kemmet E.V., Mikhailova A.N. Model of distributed management of student research activities. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2025;18(1):48-60. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-1-48-60. EDN: ZYNKGX