Взаимодействие университета с индустриальными партнерами в целях развития инженерного образования
https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-1-22-38
Аннотация
Статья посвящена анализу практик и подходов по реализации моделей опережающей инженерной подготовки в отечественных и зарубежных образовательных организациях, а также разработке проектно-ориентированной системы опережающей инженерной подготовки для регионального университета. По результатам проведенного исследования были раскрыты и обобщены методологические принципы организации опережающей инженерной подготовки в высших учебных заведениях посредством выстраивания форматов взаимодействия обучающихся, преподавателей университета, а также специалистов и экспертов со стороны индустриального партнера. Проведенный анализ источников позволил сформулировать теоретические выводы и разработать практические рекомендации по внедрению системы опережающей инженерной подготовки, основанной на актуальных подходах и практиках в области образования. Обосновано, что свойство «опережения» в образовании и эффективная подготовка инженеров под перспективный рынок труда возможны через интеграцию индустриальных партнеров и их участие в образовательном процессе. В статье обоснована и предложена модель опережающей инженерной подготовки, новизна и эффективность которой обусловлены интеграцией индустриальных партнеров и их активным участием во всех этапах жизненного цикла образовательного процесса, предоставлением реальной возможности индивидуализации и осознанной профилизации обучающихся на основе деятельностного подхода, качественной трансформацией ролей ряда ключевых участников образовательного процесса (преподавателей, обучающихся, представителей индустриальных партнеров), воплощением нового механизма логичной взаимосвязи основных для университета направлений деятельности (учебной, исследовательской и инновационной).
Об авторах
В. И. БергРоссия
Берг Владимир Иванович, кандидат технических наук, доцент Центра проектного обучения
г. Тюмень
В. О. Довбыш
Россия
Довбыш Вадим Олегович, руководитель Центра проектного обучения
г. Тюмень
А. Л. Пимнев
Россия
Пимнев Алексей Леонидович, кандидат технических наук, доцент, проректор по научной и инновационной деятельности
г. Тюмень
Список литературы
1. Чайковская, О. Н. Потенциал технологии Problem-Based learning для организации образовательного процесса в классическом университете / О. Н. Чайковская, О. Н. Калачикова. – Текст : непосредственный. – Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 12 (177). – С. 82–87.
2. Казун, А. П. Практики применения проектного метода обучения : опыт разных стран / А. П. Казун, Л. С. Пастухова. – DOI 10.17853/1994-5639-2018-2-32-59. – Текст : непосредственный // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 2. – С. 32–59.
3. Урсул, А. Д. Образовательная революция XXI века в перспективе устойчивого будущего (продолжение) / А. Д. Урсул. – Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 2. – С. 11–19.
4. Усынин, М. В. Педагогическое управление процессом опережающей профессиональной подготовки / М. В. Усынин. – DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-1-10-18. – Текст : непосредственный // Современная высшая школа : инновационный аспект. – 2018. – Т. 10, № 1 (39). – С. 10–18. Vol. 17, No. 1, 2024. Proceedings of Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics
5. Дорохова, Т. Ю. Подготовка специалистов для оборонно-промышленного комплекса в условиях интеграции науки, образования и производства / Т. Ю. Дорохова, Е. Ю. Выгузова. – Текст : непосредственный // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 9–1 (14). – C. 27–30.
6. Лига вузов «Газпром нефть». – Текст : электронный // Газпром нефть : сайт. – URL: https://career.gazprom-neft.ru/leagueofuniversities/ (дата обращения: 27.01.2023).
7. Преснухина, И. А. Опережающая профессиональная подготовка инженеров / И. А. Преснухина. – DOI 10.24411/2071-6427-2019-10097. – Текст : непосредственный // Ценности и смыслы. – 2019. – № 6 (64). – C. 67–79.
8. Опережающая подготовка инженерно-технических кадров на основе взаимодействия университетов и производственных предприятий / А. А. Никитин, А. С. Марковичев, М. В. Морозова [и др.]. – Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 2 (22). – C. 64–67.
9. Журавлева, М. В. Проблемы опережающей подготовки линейных инженеров для регионального НГХК / М. В. Журавлева, Н. Ю. Башкирцева, Г. Ю. Климентова. – Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 1 (132). – С. 36–42.
10. Казначеева, С. Н. Опережающая подготовка как одно из направлений модернизации профессионального образования / С. Н. Казначеева, Н. В. Быстрова, К. С. Гордеев. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71–1. – C. 153–157.
11. Лучшие практики организации опережающей подготовки кадров по новым и обновляющимся (изменяющимся) профессиям. – Текст : электронный. – URL: https://bcnark.ru/upload/iblock/57a/LP_operezhayushchey_podgotovki.pdf (дата обращения : 03.04.2021).
12. Лысенко, В. Г. Разработка и реализация системы опережающей профессиональной подготовки кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки / В. Г. Лысенко. – DOI 10.54509/22203036_2022_2_159. – Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 2 (46). – C. 159–167.
13. «Цифровой инжиниринг» (ЦИ) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – Текст : электронный. – URL: https://api.socio.center/ upload/iblock/bae/mrhal60xx6w057yeqa0ohmd2z8yjnd3x.pdf (дата обращения: 18.12.2023).
14. МГТУ им. Н. Э. Баумана_ПИШ_буклет. – Текст : электронный. – URL: https://api.socio.center/upload/iblock/98e/bpoc33tdjhckmjyfjr32nzptmf9f3qw0.pdf (дата обращения: 18.12.2023).
15. Передовые инженерные школы представили результаты работы с индустриальными партнерами на Пятом Международном форуме «Передовые цифровые и производственные технологии». – Текст : электронный. – URL: https://pish.spbstu.ru/news/8625 (дата обращения: 27.12.2023).
16. Фальков заявил, что в новой системе высшего образования будет три ступени. – Текст : электронный // ТАСС : сайт. – 2023. – 19 апр. – URL: https://tass.ru/obschestvo/17559827 (дата обращения: 18.12.2023).
17. Фальков заявил о необходимости в вузах образовательной программы для рынка труда будущего – Текст : электронный // ТАСС : сайт. – 2023. – 13 нояб. – URL: https://tass.ru/obschestvo/19298695 (дата обращения: 18.12.2023).
18. Довбыш, В. О. Управление развитием инженерного вуза на основе новых моделей проектного обучения / В. О. Довбыш. – DOI 10.31660/1993-1824-2022-4-25-38. – Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2022. – Т. 15, № 4. – С. 25–38.
Рецензия
Для цитирования:
Берг В.И., Довбыш В.О., Пимнев А.Л. Взаимодействие университета с индустриальными партнерами в целях развития инженерного образования. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2024;17(1):22-38. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-1-22-38
For citation:
Berg V.I., Dovbysh V.O., Pimnev A.L. Development of engineering education through сollaboration between an university and industrial partners. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2024;17(1):22-38. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-1-22-38