Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения компонентов информационных систем при взаимодействии молодежи и власти

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-4-94-108

Аннотация

В современных условиях развития цифровой цивилизации на повестку дня выходит проблема взаимодействия молодежи и власти через автоматизированные платформы. Так, например, социализация молодых людей проходит в том числе и через средства массовой информации, гаджеты, Интернет и др. Так формируются нравственные ценности и установки, гражданская позиция, предпочтения граждан в обществе. И власть здесь выступает одним из субъектов в общественных взаимодействиях. С повсеместным внедрением искусственного интеллекта цифровые властные платформы могут стать таким же субъектом взаимодействия с молодежью и выполнять те же функции, что и сотрудники властных структур. В статье проводится обоснование этого тезиса, для чего авторы представляют результаты системного анализа преобразования субъект-объектных отношений между молодежью и автоматизированными информационными платформами государственных властей в субъект-субъектные взаимодействия. Проведенное исследование дает возможность представить концепцию субъектности элементов информационной системы, в рамках которой выделены основные характеристики, входные и выходные параметры, алгоритм и структура действий внутри нее для организации интерактивного взаимодействия с молодыми людьми.

Проводится аналогия между взаимоотношениями программистов с программным обеспечением и молодыми людьми, с сайтами, платформами, мобильными приложениями, когда в обоих случаях обе стороны выступают активными субъектами воздействия друг на друга. Авторы утверждают, что в таких ситуациях автоматизированная платформа, подготовленная соответствующим образом при помощи модулей искусственного интеллекта, способна выступать одним из акторов политической социализации современной молодежи, которая фактически в современных условиях является цифровым поколением. Это и дает возможность более активно использовать сами цифровые государственные платформы для выстраивания собственной стратегии участия молодых людей в политической жизни российского общества. Конечно, база знаний таких автоматизированных платформ должна быть изначально подготовлена с помощью действующей нормативно-законодательной базы, имеющихся категорий нравственных ценностей и норм общественной жизнедеятельности.

Проведенное авторское исследование позволяет скорректировать архитектуру цифровых интерактивных приложений таким образом, чтобы они превратились из обычных поисковиков, сборщиков и источников информации в активные субъекты социализации молодых людей, в персональных наставников, способных помочь в формировании их жизненных траекторий.

Об авторах

А. Ю. Сидоров
Тюменский индустриальный университет
Россия

Сидоров Андрей Юрьевич, доцент кафедры математики и прикладных информационных технологий

г. Тюмень



О. М. Барбаков
Тюменский индустриальный университет
Россия

Барбаков Олег Михайлович, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой бизнес информатики и математики

г. Тюмень



Ю. М. Конев
Тюменский индустриальный университет
Россия

Конев Юрий Михайлович, доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления

г. Тюмень



Список литературы

1. Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях : психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета. Серия 14. Психология. – 1996. – Т. 4, № 4. – С. 14–20.

2. Майоров, А. А. Информационные объекты в информационном поле / А. А. Майоров. – Текст : непосредственный // Образовательные ресурсы и технологии. – 2015. – № 1 (9) – С. 66–73.

3. Дьячков, А. А. Проблема познания субъектности и психологическое знание / А. А. Дьячков, П. А. Гордеева. – DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-16. – Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 3 (40). – C. 16.

4. Волкова, Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е. Н. Волкова. – Текст : непосредственный // Мир психологии. – 2005. – № 3 (43). – С. 33–40.

5. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : избранные психологические труды / К. А. Абульханова. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 1999. – 218 с. – Текст : непосредственный.

6. Брушлинский, А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А. В. Брушлинский. – Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17, № 6. – С. 30–41.

7. Брушлинский, А. В. Субъект : мышление, учение, воображение : избранные психологические труды / А. В. Брушлинский ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. – 3-е изд., стер. – Москва : Московский психолого-социальный инcтитут ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 406 с.

8. Васильева, Е. И. Инновационные формы участия молодежи в процессе принятия политических решений / Е. И. Васильева. – Текст : непосредственный // Молодежь XXI века : образ будущего : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием XIII Ковалевские чтения, Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2019 г. / Ответственные редакторы Н. Г. Скворцов, Ю. В. Асочаков. – Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2019. – С. 149–150.

9. Гуляев, И. И. Современные особенности политической социализации как кризис политического участия молодежи / И. И. Гуляев. – Текст : непосредственный // Управление в XXI веке : сборник трудов Международной научно-практической конференции, Белгород, 01–02 ноября 2016 г. – Белгород : ИД «Белгород», 2016. – С. 72–75.

10. Парфенова, Ю. В. Новые формы политического участия в условиях общества, основанного на знании / Ю. В. Парфенова. – DOI 10.21638/11701/spbu06.2016.20663. – Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. – 2016. – № 2. – С. 63–71.

11. Богомолова, Т. Ю. Онлайн-петиции как способ коммуникации населения и власти в цифровую эпоху / Т. Ю. Богомолова, Д. М. Щербакова. – Текст : непосредственный // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании : материалы V международной научно-практической конференции, Минск, 13–15 мая 2021 г. – Минск : Белорусский государственный университет. – 2021. – С. 11–17.

12. Tapscott, D. Growing Up Digital : The Rise of the Net Generation / D. Tapscott. – New York : McGraw-Hill Companies, 1999. – 336 p. – Direct text.

13. Insights. Ideas. Inspiration : website. – URL: https://www.thinkwithgoogle.com/ (date of the application: 15.06.2018). – Text : electronic.

14. Вершинина, М. А. Цифровые каналы взаимодействия власти и общества : новые практики коммуникации и отбор технологий / М. А. Вершинина. – Текст : электронный // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 87. – C. 61–71. – URL: https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-87-61-71

15. Киселев, В. Г. Социальная инженерия в системе управления предприятия : монография / В. Г. Киселев, О. М. Барбаков, Ю. А. Зобнин. – Тюмень : ТИУ. – 2015. – С. 68. – Текст : непосредственный

16. Barbakov, O. M. Modeling of mass media influence on formation of personality in virtual space / O. M. Barbakov, L. N. Belonozhko. – Direct text // Man in India. – 2017. – Vol. 97, Issue 3. – P. 211–222.

17. Конев, Ю. М. Эффективность взаимодействия властных структур и сельского населения Тюменской области (по результатам социологического исследования) / Ю. М. Конев, М. Л. Белоножко, О. М. Барбаков. – Текст : непосредственный // Модернизационный потенциал и социальные практики — основа конкурентоспособности и консолидации российских регионов : материалы III Тюменского социологического форума, 3–4 октября 2013 г. / Под редакцией М. М. Акулич, Г. С. Корепанова. – Тюмень : Тюменская областная Дума, ТИУ, 2013. – С. 133–137.

18. Modeling of the Innovation Activity of Russia’s Regions / O. P. Smirnova, O. M. Barbakov, A. O. Ponomareva, M. V. Vinogradova. – Direct text // WSEAS Transactions on Business and Economics. – 2019. – Vol. 16. – P. 403–413.

19. Абрамова, С. Б. Цифровое взаимодействие молодежи и власти : мотивация и барьеры / С. Б. Абрамова, Н. Л. Антонова. – DOI 10.24412/2079-0910-2024-2-100121. – Текст : непосредственный // Социология науки и технологий. – 2024. – Т. 15, № 2. – C. 100–121

20. Деревянченко, А. А. Политическая активность молодежи в цифровом обществе / А. А. Деревянченко, Д. В. Калинин. – Текст : непосредственный // Гражданин. Выборы. Власть. – 2020. – № 2 (16). – C. 155–173.


Рецензия

Для цитирования:


Сидоров А.Ю., Барбаков О.М., Конев Ю.М. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения компонентов информационных систем при взаимодействии молодежи и власти. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2024;17(4):94-108. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-4-94-108

For citation:


Sidorov A.Yu., Barbakov O.M., Konev Yu.M. Subject-object and subject-subject relationships of components in information systems during the interaction between youth and authorities. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2024;17(4):94-108. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-4-94-108

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)