Корпоративная социальная ответственность бизнеса в контексте поддержки семей, имеющих детей или планирующих их рождение
https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-1-38-47
EDN: XZVEOF
Аннотация
Статья посвящена исследованию корпоративной социальной ответственности в контексте поддержки работников, имеющих детей или планирующих их рождение. На фоне демографического кризиса в России, и в частности в Омской области рассмотрены инициативы крупных компаний, развивающих программы социальной поддержки семейных сотрудников. Основное внимание уделено анализу успешных кейсов, направленных на повышение рождаемости через создание условий для совмещения трудовой и семейной жизни. Исследование показывает, что несмотря на экономические стимулы, включенные в государственную политику, ключевая проблема демографического кризиса остается нерешенной. Демографическая ситуация усугубляется экономическими трудностями, сокращением числа женщин репродуктивного возраста и неопределенностью на рынке труда. В связи с этим в качестве способа устойчивого повышения рождаемости и улучшения качества жизни сотрудников предлагается вовлечение бизнеса в процесс поддержки семей. Современные исследования рынка труда подтверждают дефицит молодых специалистов, что ставит перед работодателями задачу удержания и мотивации кадров. Так, индекс конкуренции на рынке труда в регионах России остается низким, а высокий уровень миграции квалифицированных работников из регионов усугубляет кадровый дефицит, особенно в промышленной и производственной сферах. В статье приводятся примеры программ компаний, таких как «Норникель», «Транснефть» и «ММК», которые реализуют меры поддержки, включая материальную помощь, льготные условия для многодетных семей, медицинские и образовательные услуги для детей сотрудников. Исследование демонстрирует, что подобные меры по укреплению семейных ценностей могут повысить лояльность и продуктивность сотрудников. В Омске, по данным рекрутинговых агентств, затраты на адаптацию одного сотрудника могут превышать 90 тыс. рублей. Программы крупных компаний становятся не только инструментом усиления мотивации, но и создают устойчивые условия для семейных работников, снижая отток кадров и стабилизируя трудовые коллективы. Таким образом, с опорой на современные статистические данные в статье подтверждается, что внедрение программ социальной поддержки сотрудников с семейными обязанностями оказывает значительное положительное влияние как на демографическую ситуацию, так и на показатели эффективности бизнеса.
Об авторе
О. В. ГоковаРоссия
Гокова Ольга Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами
Омск
Список литературы
1. Путин, В. В. Открытие Года семьи в России / В. В. Путин. – Текст : электронный // Президент России : сайт. – 23 января 2024 года. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73297 (дата обращения: 20.11.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1014. «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_491669/ (дата обращения: 02.12.2024). – Текст : электронный.
3. Естественное движение населения Российской Федерации за 2023 год. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13269 (дата обращения: 02.12.2024). – Текст : электронный.
4. Голикова, Т. Российские семьи за 20 лет стали получать в 10 раз больше финансовой поддержки / Т. Голикова. – Текст : электронный // Tass.ru : сайт. – 2024. – 7 февраля. – URL: https://tass.ru/obschestvo/19919339 (дата обращения: 28.11.2024).
5. Татьяна Голикова : за 20 лет охват семей мерами финансовой поддержки вырос в 10 раз / Правительство России: официальный сайт. – 2024. – 8 февраля. – URL: http://government.ru/news/50819/ (дата обращения: 02.12.2024). – Текст : электронный.
6. Carroll, A. B. The Pyramid of Corporate Social Responsibility : Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders / A. B. Carroll. – DOI 10.1016/0007-6813(91)90005-G. – Теxt: direct // Business Horizons. – 1991. – Vol. 34, Issue 4. – P. 39–48.
7. Шубат, О. М. Корпоративная политика, ориентированная на семьи работников: потенциал внедрения в российских регионах / О. М. Шубат, А. П. Багирова, Д. Янь. – DOI 10.17059/ekon.reg.2022-4-11. – Текст : непосредственный // Экономика региона. – 2022. – Т. 18, № 4. – С. 1121–1134.
8. Ростовская, Т. К. Концепция корпоративной демографической политики российских организаций в контексте социальной ответственности бизнеса / Т. К. Ростовская, А. А. Шабунова, А. П. Багирова. – DOI 10.15838/esc.2021.5.77.9. – Текст : непосредственный // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – Т. 14, № 5. – С. 151–164.
9. Калачикова, О. Н. Гендерные стереотипы в современной семье : женщины и мужчины (на материалах социологического исследования) / О. Н. Калачикова, М. А. Груздева. – DOI 10.21064/WinRS.2019.1.6. – Текст : непосредственный // Женщина в российском обществе. – 2019. – № 1(90). – С. 64–76.
10. Impact of Corporate Social Responsibility on Value Creation : The Mediating Role of Innovative Performance / H. Nausheen, Y. Mahmood, M. Imran, Z. Ahmad. – DOI 10.33152/jmphss-6.4.10. – Теxt : direct // Journal of Management Practices, Humanities and Social Sciences. – 2022. – Vol. 6, Issue 4. – Pp. 92–103.
11. Glavas, A. Corporate Social Responsibility and Employee Engagement: Enabling Employees to Employ More of Their Whole Selves at Work / A. Glavas. – DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00796. – Теxt : direct // Frontiers in Psychology. – 2016. – Vol. 7. – Р. 796.
12. Ibrahim, I. Corporate Social Responsibility and Firm Financial Performance: The Mediating Role of Firm Innovation / I. Ibrahim, M. Makaryanawati, D. Juliardi. – DOI 10.56442/ijble.v4i2.243. – Теxt : direct // International Journal of Business, Law, and Education. – 2023. – Vol. 4, Issue 2. – Pp. 766–781.
13. Кушакова, М. Н. Корпоративная социальная ответственность: опыт зарубежных стран / М. Н. Кушакова. – Текст : непосредственный // Экономика и социум. – 2021. – № 9(88). – С. 900–905.
14. Вовченко, Н. Г. Развитие корпоративной социальной ответственности в современных экономических условиях / Н. Г. Вовченко, О. В. Андреева. – DOI 10.18334/social.2.4.113593. – Текст : непосредственный // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – Т. 2, № 4. – С. 233–248.
15. Тобышева, А. А. Корпоративная демографическая политика: детерминанты и практики / А. А. Тобышева, О. М. Шубат. – DOI 10.34709/IM.1101.6. – Текст : непосредственный // Human Progress. – 2024. – Т. 10, № 1. – С. 6.
16. Zhang, L. Board demographic diversity, independence, and corporate social performance / L. Zhang. – DOI 10.1108/14720701211275604. – Теxt : direct // Corporate Governance: The international journal of business in society. – 2012. – Vol. 12, Issue 5. – P. 686–700.
17. Багирова, А. П. Корпоративная демографическая политика : оценки и возможности / А. П. Багирова, А. С. Вавилова. – DOI 10.34709/IM.172.3. – Текст : электронный // Human Progress. – 2021. – Т. 7, № 2. – С. 3. – URL: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_2/Bagirova.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Гокова О.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса в контексте поддержки семей, имеющих детей или планирующих их рождение. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2025;18(1):38-47. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-1-38-47. EDN: XZVEOF
For citation:
Gokova O.V. Corporate social responsibility in the context of supporting families with children or planning to have children. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2025;18(1):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-1-38-47. EDN: XZVEOF