Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Стиль поведения родителей по отношению к активности старшеклассников в Интернете

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-2-40-55

Аннотация

Внимание исследователей к проблематике отношения родителей к активности детей и подростков в Интернете, а также их влияния на данную активность постоянно растет в связи с усиливающимися процессами цифровизации, в том числе в результате пандемии COVID-19. В данной статье предпринята попытка на материалах проведенного авторами опроса старшеклассников Пермского края выявить стили поведения родителей по отношению к активности их детей в Интернете и определить факторы, которые обусловливают тот или иной стиль. Исследование показало, что стиль поведения родителей по отношению к активности детей в Интернете определяется двумя группами факторов: особенностями детей (пол, класс, успеваемость) и особенностями семьи (количество детей в семье, уровень жизни семьи, обеспеченность цифровыми устройствами, использование родителями информационно-коммуникационных технологий). Преобладающим стилем поведения родителей опрошенных старшеклассников Пермского края является отсутствие ограничений. В то же время применение ограничивающего стиля не приводит к существенному снижению времени, которое старшеклассники проводят в Интернете.

Об авторах

С. Н. Костина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Костина Светлана Николаевна - кафедра теории, методологии и правового обеспечения.

Екатеринбург



О. Н. Новикова
ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»
Россия

Новикова Ольга Николаевна - центр цифровизации и развития образовательных систем.

Пермь



Список литературы

1. Vincent, J. Mobile Opportunities : Exploring Positive Mobile Opportunities for European Children / J. Vincent ; POLIS. – London : the London School of Economics and Political Science, 2015. – URL: https://www.generazioniconnesse.it/_file/documenti/d%20_POLIS_Vincent_Mobile-Opportunities_2015.pdf. – Text : electronic.

2. Billington, C. How digital technology can support early language and literacy outcomes in early years settings : a review of the literature / С. Billington. – London : National Literacy Trust, 2016. – URL: https://cdn.literacytrust.org.uk/media/documents/2016_06_16_free_research_-_digital_technology_early_literacy_review_2016_oWCanmt.pdf. – Text : electronic.

3. Nikken, P. Implications of low or high media use among parents for young children's media use / P. Nikken. – Text : electronic // Cyberpsychology : Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. Special Issue : Young Children's Use of Digital Media and Parental Mediation. – 2017. – Vol. 11, Issue 3. – URL: https://doi.org/10.5817/CP2017-3-1.

4. Костина, С. Н. Цифровое неравенство школьников в условиях дистанционного обучения : кейс Пермского края / С. Н. Костина, О. Н. Новикова. – DOI 10.14529/ssh210310. – Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Социально-гуманитарные науки. – 2021. – Т. 21, № 3. – С. 77–86.

5. Baumrind, D. Effects of authoritative parental control on child behavior / D. Baumrind. – DOI 10.2307/1126611. – Direct text // Child Development. – 1966. – № 37 (4). – Р. 887–907.

6. Орлова, А. В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста / А. В. Орлова. – Текст : непосредственный // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2017. – Т. 6, № 3 (20). – С. 316–318.

7. Internet parenting styles and the impact on Internet use of primary school children / M. Valcke, S. Bonte, B. De Wever, I. Rots. – DOI 10.1016/j.compedu.2010.02.009. – Direct text // Computers & Education. – 2010. – Vоl. 55, Issue 2. – Р. 454–464.

8. Клименко, В. К. Электронные устройства и ребенок : опосредующая роль родителей (по материалам зарубежных исследований) / В. К. Клименко, С. С. Савенышева. – Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 4. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN420.pdf.

9. Konok, V. Associations between child mobile use and digital parenting style in Hungarian families / V. Konok, N. Bunford, А. Miklósi. – DOI 10.1080/17482798.2019.1684332. – Direct text // Journal of Children and Media. – 2020. – Vоl. 14, Issue 1. – Р. 91–109.

10. Livingstone, S. How Parents of Young Children Manage Digital Devices at Home : The Role of Income, Education and Parental Style / S. Livingstone, G. Mascheroni, M. Dreier [et al.]. – London, 2015. – URL: http://eprints.lse.ac.uk/63378/1/lse.ac.uk_storage_LIBRARY_Secondary_libfile_shared_repository_Content_EU%20Kids%20Online_EU_Kids_Online_How%20parents%20manage%20digital%20devices_2016.pdf. – Text : electronic.

11. Clark, L. S. Parental mediation theory for the digital age / L. S. Clark. – Direct text // Communication Theory. – 2011. – Vоl. 21. – Р. 323–343.

12. The significance of cultural capital and parental mediation for digital inequity / A. H. Yuen, J. Park, L. Chen, M. Cheng. – DOI 10.1177/1461444816667084. – Direct text // New Media & Society. – 2018. – Vol. 20, Issue 2. – Р. 599–617.

13. Adigwe, I. Identifying the Moderating and Mediating Variables in Parental Mediation Practices in Nigerian Families in the Digital Age / I. Adigwe. – DOI 10.1177/20563051211033817. – Direct text // Social Media + Society. – 2021. – Vol. 7, Issue 3. – Р. 323–343.

14. Parental Behaviors and Involvement in Children's Digital Activities among Israeli Jewish and Arab Families during the COVID-19 Lockdown / G. M. Karabanov, M. Asaf, M. Ziv, D. Aram. – DOI 10.1080/10409289.2021.1882810. – Direct text // Early Education and Development. – 2021. – Vol. 32, Issue 6. – Р. 881–902.

15. Warren, R. Multi-platform mediation : U.S. mothers' and fathers' mediation of teens' media use / R. Warren. – DOI 10.1080/17482798.2017.1349685. – Direct text // Journal of Children and Media. – 2017. – Vol. 11, Issue 4. – Р. 485–500.

16. Nikken, P. Developing scales to measure parental mediation of young children's internet use / P. Nikken, J. Jansz. – DOI 10.1080/17439884.2013.782038. – Direct text // Learning, Media and Technology. – 2014. – Vol. 39, Issue 2. – P. 250–266.

17. Mascheroni, G. The mobile Internet : access, use, opportunities and divides among European children / G. Mascheroni, K. Ólafsson. – Text : electronic // New Media & Society. – 2015. – № 17. – URL: https://doi.org/10.1177/1461444814567986

18. Shin, W. Parental mediation of children's digital technology use in Singapore / W. Shin, B. Li. – Text : electronic // Journal of Children and Media. – 2017. – Vol. 11, Issue 1. – URL: https://doi.org/10.1080/17482798.2016.1203807. – Published: 08.07.2016.


Рецензия

Для цитирования:


Костина С.Н., Новикова О.Н. Стиль поведения родителей по отношению к активности старшеклассников в Интернете. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022;15(2):40-55. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-2-40-55

For citation:


Kostina S.N., Novikova O.N. Parenting styles in their stance to pastime of high school pupils in the Internet. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2022;15(2):40-55. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-2-40-55

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)