Барьеры, сдерживающие образовательное взаимодействие вузов России (на примере г. Екатеринбурга) и стран Шанхайской организации сотрудничества
https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-3-9-25
Аннотация
В статье приводятся данные, полученные в ходе исследования, проведенного в мае–июне 2022 года и связанного с изучением образовательного потенциала вузов г. Екатеринбурга по привлечению студентов из стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В ходе проведенного исследования удалось выяснить ключевые барьеры образовательного взаимодействия стран, а также факторы, которые способствуют увеличению количества студентов из стран ШОС в вузы г. Екатеринбурга. Наши данные позволили сформулировать основные барьеры, к ним относятся объективные обстоятельства постоянно меняющихся геополитических реалий, технические сложности осуществления образовательного взаимодействия, недостаточная готовность профессорско-преподавательского состава к обучению иностранных студентов, финансовые риски, языковой барьер, культурный барьер, некомфортность инфраструктуры вузов, специфика образовательных программ и учебных планов. Также в ходе исследования были установлены факторы, которые будут способствовать развитию образовательного взаимодействия и преодолению барьеров. К ним относятся личностные факторы, мотивация на получение образования в российских вузах, исторически сложившаяся культурная традиция общения народов стран ШОС, создание единых образовательных стандартов, организаций (аналогичных университету ШОС). Таким образом, мы делаем вывод о том, что для укрепления образовательного взаимодействия можно порекомендовать расширять образовательную сеть, количество международных партнерств с университетами и другими образовательными организациями стран ШОС, улучшать условия проживания и обучения для иностранных студентов, создавать новые образовательные продукты, в которых будут заинтересованы абитуриенты из стран ШОС.
Об авторах
Е. А. БеляеваРоссия
Екатерина Александровна Беляева, Кафедра социальной работы Департамента политологии и социологии
Екатеринбург
М. В. Валеева
Россия
Марина Владимировна Валеева, Кафедра социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук
Челябинск
Е. И. Салганова
Россия
Елена Ивановна Салганова, Кафедра социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук
Челябинск
Список литературы
1. В Астане состоялось Совещание министров образования государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. – Текст : электронный // Шанхайская организация сотрудничества : сайт. – 2018. – 17 окт. – URL: http://rus.sectsco.org/news/20181017/473054.html (дата обращения: 20.06.2022).
2. Пятаков, С. Ли Хуэй : Китай взял курс на углубление отношений с Россией / С. Пятаков. – Текст : электронный // РИА Новости : cайт. – 2017. – 25 дек. – URL: https://ria.ru/20171225/1511528231.html (дата обращения: 21.06.2022).
3. Куприянова-Ашина, В. Э. Интернационализация высшего образования. Российские подходы / В. Э. Куприянова-Ашина, Жу Чанг. – Текст : непосредственный // Международные процессы. – 2013. – Т. 11, № 2 (33). – С. 85–94.
4. Торкунов, А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России / А. В. Торкунов. – Текст : непосредственный // Вестник МГИМОУниверситета. – 2012. – № 4 (25). – С. 85–93.
5. Международное высшее образование : русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2014. – Москва, 2015. – № 78. – 36 с. – Ежекв. – Текст : непосредственный.
6. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР : обзоры систем высшего образования : США, Канада, Италия, Финляндия, Норвегия, обучение в течение жизни, доступность образования, качество образования, интернационализация образования, наука и образование : монография / А. В. Борисенкова, В. С. Вахштайн, Е. М. Горбунова [и др.] ; ответственный редактор М. В. Ларионова / Государственный университет Высшей школы экономики. – Москва : ГУ ВШЭ, 2005. – 152 с. – Текст : непосредственный.
7. Елкина, А. С. Интернационализация деятельности вузов как тенденция развития систем высшего образования : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Елкина Анна Сергеевна. – Волгоград, 2010. – 27 с. – Место защиты : Волгоградский государственный университет. – Текст : непосредственный.
8. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях РФЖ : статистический сборник / Министерство образования и науки Российской Федерации, Управление международного образования и сотрудничества, Центр социологических исследований ; авт.-сост. А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги. – Выпуск 9. – Москва : Центр социального прогнозирования, 2012. – 168 с. – Текст : непосредственный.
9. De Wit, H. Internationalization of Higher Education : Nine Misconceptions / H. De Wit. – Text : electronic // International Higher Education : electronic journal. – 2011. – Issue 64. – URL: https://doi.org/10.6017/ihe.2011.64.8556. – Published: 25.03.2011.
10. Цинь Мин. Исследования по вопросам китайско-российской культурной дипломатии в рамках стратегического партнерства : диссертация / Цинь Мин ; Институт северо-восточной Азии. – 2014. – С. 4–21. – Текст : непосредственный.
11. Тен, Н. В. Образ России в современном Китае : 1991–2010 : специальность 07.00.03 «Всеобщая история (соответствующего периода)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Тен Наталья Викторовна. – Москва, 2012. – 29 с. – Место защиты : Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. – Текст : непосредственный.
12. Hofstede, G. Allemaal andersdenkenden : omgaan met cultuurverschillen / G. Hofstede, G. J. Hofstede, M. Minkov. – Amsterdam/Antwerpen : Uitgeverij Contact, 2011. – 572 p. – Direct text.
13. China turns to Multilateralism : Foreign policy and regional security / Edited by G. Wu. – DOI 10.4324/9780203946329. – London : Routledge, 2007. – 320 p. – Direct text.
14. Цзян Вэйсин. Внешняя политика при президенте Д. Медведеве и ее влияние на китайско-российские отношения : диссертация / Цзян Вэйсин ; Хэйбэйский Педагогический университет. – 2014. – С. 19–20. – Текст : непосредственный.
15. Umarov, K. Sino-Russian Relations within the Framework of the Shanghai Cooperation Organization Framework / K. Umarov, K. Millie. – DOI 10.15549/jeecar.v1i1.56. – Direct text // Journal of Eastern European and Central Asian research. – 2014. – Vol. 1, Issue 1. – P. [1–4].
16. Тенденции развития высшего образования : монография / М. В. Ведяшкин, С. М. Зильберман, Ю. С. Перфильев, О. А. Суржикова. – Томск : Томский политехнический университет, 2017. – 404 c. – Текст : непосредственный.
17. Малявин, В. В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент : монография / В. В. Малявин. – Москва : Европа, 2005. – 304 c. – Текст : непосредственный.
18. Калита, В. В. Образ «Типичного русского» в представлении китайских и российских студентов / В. В. Калита, Н. В. Виничук. – Текст : непосредственный // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2014. – № 1 (27). – С. 37–41.
19. Попкова, Е. Б. Инкультурация иностранных студентов в российском вузе : институциональные условия и основные этапы (на примере ЮРГТУ (НПИ)) : специальность 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни (социологические науки)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Попкова Евгения Борисовна ; Южный федеральный университет. – Ростов-наДону, 2013. – 190 c. – Текст : непосредственный.
20. Распертова, С. Ю. Современные культурные стратегии Китайской Народной Республики в практике международного взаимодействия : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Распертова Светлана Юрьевна. – Москва, 2011. – 201 с. – Текст : непосредственный.
21. Гребенникова, И. А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов) : специальность 13.1.8 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гребенникова Ирина Анатольевна ; Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия. – Биробиджан, 2010. – 193 с. – Текст : непосредственный.
22. Danilenko, O. I. Adaptation of Chinese students at different stages of study at universities in Russia and China / O. I. Danilenko, Ts. Li, I. Xu. – Direct text // Psychological Aspects of Intercultural Adaptation. – Vladivostok : Dal'nauka, 2015. – P. 90–110.
23. Dementieva, S. V. Russian universities as a mechanism for the adaptation of migrants (in the context of sociological and philosophical analysis) / S. V. Dementieva. – Direct text // Bulletin of Tomsk Polytechnic University. – 2008. – Vol. 6, Issue 313. – P. 158–164.
24. Юйяо, У. Роль университета ШОС в гуманитарном сотрудничестве Китая и России / У. Юйяо. – DOI 10.25136/2409-868Х.2020.5.32832. – Текст : непосредственный // Genesis : исторические исследования. – 2020. – № 5. – С. 28–40.
25. Ван, Л. Совместные образовательные программы китайских университетов с российскими вузами : состояние, тенденции и перспективы / Л. Ван, И. И. Баранова. – DOI 10.18721/JHSS.8116. – Текст : непосредственный // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2017. – Т. 8, № 1. – С. 134–141.
Рецензия
Для цитирования:
Беляева Е.А., Валеева М.В., Салганова Е.И. Барьеры, сдерживающие образовательное взаимодействие вузов России (на примере г. Екатеринбурга) и стран Шанхайской организации сотрудничества. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022;15(3):9-25. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-3-9-25
For citation:
Belyaeva E.A., Valeeva M.V., Salganova E.I. Barriers that hinder the educational interaction of Russian universities and the Shanghai Cooperation Organisation countries (a case study of universities in Ekaterinburg). Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2022;15(3):9-25. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-3-9-25