Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Управление развитием инженерного вуза на основе новых моделей проектного обучения

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-4-25-38

Аннотация

   Статья посвящена исследованию существующего опыта российских инженерных вузов по внедрению и реализации практик проектного обучения, которое в современных социально-экономических условиях, с одной стороны, выступает инструментом индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, с другой — обеспечивает возможности для развития существующих и выстраивания новых взаимодействий между университетом и его индустриальными партнерами, как в направлении образования, так и в совместной реализации инновационных проектов. По результатам проведенного исследования был осуществлен анализ текущей ситуации с организацией проектного обучения в инженерных вузах; выявлены предпосылки и перспективы развития данного направления; предложена модель проектного обучения, предполагающая ориентацию на выстраивание взаимовыгодных взаимодействий с индустриальными партнерами, отвечая при этом запросам со стороны обучающихся к возможности индивидуализации своей образовательной траектории. На основе изученного опыта проектного обучения в инженерных вузах и полученных результатов была сформулирована перспектива дальнейших исследований, где актуальными являются вопросы масштабирования проектного обучения, разработки и апробации механизмов взаимодействия учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Об авторе

В. О. Довбыш
Тюменский индустриальный университет
Россия

Вадим Олегович Довбыш

Центр проектного обучения

Тюмень



Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 08. 04. 2022 № 619 «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ». — Текст : электронный // Consultant : [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414282/ (дата обращения: 09. 11. 2022).

2. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». – URL: http://static.government.ru/media/files/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf (дата обращения: 13. 11. 2022). – Текст : электронный.

3. ИОТ-консорциум вузов : сайт. – URL: https://iot-consortium.ru/ (дата обращения: 13. 11. 2022). – Текст : электронный.

4. Иванова, М. В. Проектный подход в формировании индивидуальных образовательных траекторий / М. В. Иванова, Т. В. Ртищева. – Текст : непосредственный // Инновации в образовании. – 2018. – № 1. – С. 5–16.

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. – Москва, 2012. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 – Текст : электронный.

6. Арюкова, Е. А. Проектный подход в формировании индивидуальных образовательных траекторий / Е. А. Арюкова, А. А. Наумова // Учебный эксперимент в образовании. – 2020. – № 4 (96). – С. 43–50.

7. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах / М. В. Куклина, А. И. Труфанов, Н. Г. Уразова, А. В. Бондарева. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – doi: 10.17513/spno.31320 (дата обращения: 13. 11. 2022).

8. Турлаков, Д. Г. Социологический аспект управления проектной деятельностью в образовательных системах / Д. Г. Турлаков. – Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 1 (150). – С. 263–269.

9. Валерий Фальков посетил новый образовательный кластер в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина. – Текст : электронный // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : официальный сайт. – 2022. – 5 окт. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59438/?sphrase_id=4304443 (дата обращения: 13. 11. 2022).

10. Белинский. Ю. 2+2+2 = современная высшая школа? Что такое отложенный выбор студентов / Ю. Белинский. – Текст : электронный // ТАСС : сайт. – 2020. – 18 фев. – URL: https://tass.ru/opinions/7763823 (дата обращения: 13. 11. 2022).

11. Письмо заместителя министра образования и науки Л. М. Огородовой от 31 августа 2017 г. № ЛО-1754/05. – Текст : электронный // Fgosvo : сайт. – 2017. – 16 сент. – URL: https://fgosvo.ru/news/view/3080 (дата обращения: 13. 11. 2022).

12. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ; под редакцией Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова. – Москва : Издательский Дом «Высшей школы экономики», 2018. – 152 с. – Текст : непосредственный.

13. Приказ о введение в действие Положения о проектном обучении. – Екатеринбург, 2021. – URL: https://programs.edu.urfu.ru/media/documents/00073720.pdf (дата обращения: 13. 11. 2022). – Текст : электронный.

14. Проектная деятельность. – Текст : электронный // Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого : Корпоративный портал. – URL: https://portal.novsu.ru/study/newUniversity/ (дата обращения: 13. 11. 2022).


Рецензия

Для цитирования:


Довбыш В.О. Управление развитием инженерного вуза на основе новых моделей проектного обучения. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022;15(4):25-38. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-4-25-38

For citation:


Dovbysh V.O. Managing the development of an engineering university based on new models of project-based learning. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2022;15(4):25-38. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-4-25-38

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)