Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Тенденция к демонстративности в обществе потребления

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-4-39-51

Аннотация

   Проблема данной работы — исследовательская неясность в отношении феномена консюмеризма, а именно его сущностных характеристик.

   В статье показана социологическая сущность консюмеризма, который характерен для капиталистического уклада. Данная сущность связана не просто с потреблением ради воспроизводства жизни, а с потреблением как способом демонстрирования себя перед окружающими людьми. Потребление связано со стремлением к самопозиционированию, демонстрации статуса в глазах других людей. Восхищенный взгляд стороннего наблюдателя возводится консюмером в смысл жизни. Более правильной применительно к обществу потребления выглядит дихотомия не «иметь или быть», а «быть или казаться». В условиях капитализма функционирование рекламы напоминает децентрализованный конгломерат властных отношений, где многочисленные конкурирующие рекламисты посредством своих суггестивных акций осуществляют микровласть над адресатами.

Об авторе

А. Н. Ильин
Омский государственный педагогический университет
Россия

Алексей Николаевич Ильин

кафедра практической психологии

Омск



Список литературы

1. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе ; перевод с английского А. А. Юдина. – Москва : АСТ : Ермак, 2003. – 331 с. – (Философия. Психология : ФП). – Перевод изд.: One-dimensional man : Studies in the ideology of advanced industrial society / Herbert Marcuse. London, 1964. – Текст : непосредственный.

2. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм ; перевод с немецкого Э. Телятниковой. – Москва : АСТ, 2021. – 317 с. – Перевод изд.: Haben oder Sein : Die seelischen Grundlagen einer neuen Gesellschaft / Erich Fromm. Stuttgart, 1976. – Текст : непосредственный.

3. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр ; перевод с французского и вступ. ст. С. Н. Зенкина. – Москва : Рудомино, 1999. – 222 с. – Перевод изд.: Le système des objets / Jean Baudrillard. Paris, 1991. – Текст : непосредственный.

4. Бодрийяр, Ж. Общество потребления : его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр ; перевод с французского, послесл. и примеч. Е. А. Самарской. – Москва : Республика : Культурная революция, 2006. – 268 с. – Перевод изд.: La societe de consommation : ses mythes, ses structures / Jean Baudrillard. Paris, 1970. – Текст : непосредственный.

5. Де Грааф, Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру / Д. Де Грааф, Д. Ванн, Т. Нэйлор ; перевод с английского Н. Макаровой. – Екатеринбург : Ультра. Культура, 2005. – 392 с. – Перевод изд.: Affluenza : The all-consuming epidemic / John De Graaf, David Wann, Thomas Naylor. – San Francisco, 2001. – Текст : непосредственный.

6. Ильин, В. И. Потребление как дискурс : учебное пособие / В. И. Ильин. – Санкт-Петербург : Интерсоцис, 2008. – 446 с. – Текст : непосредственный.

7. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор ; перевод с французского C. Офертаса и М. Якубович. – Москва : Логос, 1999. – 224 с. – Перевод изд.: Debord, G. La Société du spectacle / Guy Debord. Paris, 1969. – Текст : непосредственный.

8. Кагарлицкий, Б. Ю. Марксизм : введение в социальную и политическую теорию / Б. Ю. Кагарлицкий. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Книжный дом «Либроком», 2012. – 320 с. – Текст : непосредственный.

9. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс ; перевод с немецкого. – Текст : непосредственный // Сочинения. Т. 42. – 2-е изд. – Москва : Издательство политической литературы, 1974. – С. 41–174. – Перевод изд.: Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844 / Karl Marx. North Carolina, 1932.

10. Томбу, Д. В. Политические дискурсы общества потребления / Д. В. Томбу. – Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. – 2013. – № 2 (2). – С. 375–386.

11. Бурдье, П. Воспроизводство : элементы теории системы образования / П. Бурдье, Ж.-К. Пассрон ; перевод с французского Н. А. Шматко ; Московская высшая школа социальных и экономических наук. – Москва : Просвещение, 2007. – 267 с. – (Образование : мировой бестселлер). – Перевод изд.: La Reproduction. Éléments pour une théorie du système d'enseignement / Pierre Bourdieu, Jean-Claude Passeron. Paris, 1970. – Текст : непосредственный.

12. Фуко, М. Интеллектуалы и власть : избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 2 / М. Фуко ; перевод с французского И. Окуневой, под общей редакцией Б. М. Скуратова. – Москва : Праксис, 2005. – 320 с. – (Новая наука политики). – Перевод изд.: Dits et écrits, Tom 2 : 1954–1988 / Michel Foucault. Paris, 1994. – Текст : непосредственный.

13. Бауман, З. Идет ли богатство немногих на пользу всем прочим? / З. Бауман ; перевод с английского Н. Эдельмана. – Москва : Издательство Института Гайдара, 2015. – 112 с. – (Библиотека журнала ЛОГОС). – Перевод изд.: Does the richness of the few benefit us all? / Zygmunt Bauman. Cambridge, 2013. – Текст : непосредственный.

14. Кляйн, Н. No Logo. Люди против брендов / Н. Кляйн ; перевод с английского А. Дорман. – Москва : Добрая книга, 2003. – 623 с. – Перевод изд.: No Logo. Taking Aim at the Brand Bullies / Naomi Klein. Toronto, 2000. – Текст : непосредственный.

15. Жижек, С. Что такое бренд? / С. Жижек. – Текст : электронный // Liva : інтернет-журнал. – 2014. – 15 янв. – URL: http://liva.com.ua/brand-capitalist.html (дата обращения: 03. 03. 2022).

16. Булавка, Л. А. К феноменологии симулятивного бытия / Л. А. Булавка. – Текст : непосредственный // Философские науки. – 2012. – № 10. – С. 56–71.

17. Фромм, Э. Человек одинок / Э. Фромм. – Текст : электронный // Scepsis.net : сайт. – 2006. – 26 окт. – URL: https://scepsis.net/library/id_898.html (дата обращения: 08. 06. 2022).

18. Бузгалин, А. В. Реиндустриализация как ностальгия? Теоретический дискурс / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов. – Текст : непосредственный // Социологические исследования. – 2014. – № 1 (357). – С. 80–94.

19. Харви, Д. Социальная справедливость и город / Д. Харви ; перевод с английского Е. Ю. Герасимовой. – Москва : Новое литературное обозрение, 2018. – 435 с. – (Studia urbanistica). – Перевод изд.: Social justice and the city / David Harvey. Athebs, 1973. – Текст: непосредственный.

20. Пелевин, В. Ампир В = EmpireV : [повесть о настоящем сверхчеловеке : роман] / В. Пелевин. – Москва : Эксмо, 2006. – 408 с. – Текст : непосредственный.an).


Рецензия

Для цитирования:


Ильин А.Н. Тенденция к демонстративности в обществе потребления. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022;15(4):39-51. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-4-39-51

For citation:


Il'in A.N. The tendency to demonstrativeness in the consumer society. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2022;15(4):39-51. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-4-39-51

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)