Образовательная компонента развития человеческого потенциала Республики Татарстан в официальном и экспертном дискурсах
https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-4-52-66
Аннотация
В современных социально-экономических условиях конкурентоспособность стран и территорий в значительной степени обусловлена развитием человеческого потенциала и человеческого капитала как активной его составляющей. Республика Татарстан имеет высокие показатели индекса человеческого развития и является одним из регионов-лидеров. Человеческий потенциал, накопление и сохранение человеческого капитала декларируются в качестве одной из осевых стратегических целей ее социально-экономического развития. Базовой компонентой человеческого потенциала выступает образование, в значительной степени влияющее на формирование и наращивание человеческого капитала.
Актуальность исследований влияния данной компоненты обусловила цель авторского исследования — выявление конструируемых официальным дискурсом Татарстана семантических особенностей образовательной компоненты и экспертная оценка фактических результатов ее развития в региональном разрезе.
В авторском социологическом исследовании использованы методы контент-анализа и экспертного опроса, позволившие выделить семантические особенности изучаемой компоненты человеческого потенциала, конструируемые официальным дискурсом направления его развития и совершенствования, а также экспертные оценки результатов декларируемой региональными властями социальной политики развития образовательной компоненты человеческого потенциала. Проведенное исследование позволило зафиксировать высокий уровень значимости влияния образовательной компоненты в официальном и экспертном дискурсах, а также фактическую нерешенность актуализированных проблем. Достаточно эффективная региональная система образования формирует богатый человеческий потенциал, но он не трансформируется в человеческий капитал, поэтому в современных социально-экономических условиях наиболее остро встает проблема возможностей реализации имеющегося человеческого потенциала, что требует особого внимания со стороны региональных и федеральных властей.
Ключевые слова
Об авторе
О. В. Лаукарт-ГорбачеваРоссия
Ольга Викторовна Лаукарт-Горбачева
отдел этнологических исследований; кафедра общей и этнической социологии
Казань
Список литературы
1. Индекс человеческого развития в России : региональные различия. Аналитическая записка (декабрь 2021 г.). – URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/_2021_long.pdf (дата обращения: 21. 08. 2022). – Текст : электронный.
2. Валиахметов, Р. М. Человеческий потенциал регионов России : макроэкономические и социологические показатели / Р. М. Валиахметов, Г. Р. Баймурзина. – DOI: 10.19181/kongress.2020.21. – Текст : непосредственный // Социология и общество : традиции и инновации в социальном развитии регионов : сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Тюмень, 14–16 октября 2020 г. / Отв. ред. В. А. Мансуров, ред. Е. Ю. Иванова. – Москва : РОС, ФНИСЦ РАН, 2020. – С. 190–200.
3. Лаукарт-Горбачева, О. В. Человеческий капитал как концепт стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан / О. В. Лаукарт-Горбачева. – DOI: 10.15372/REG20220105. – Текст : непосредственный // Регион : экономика и социология. – 2022. – № 1 (113). – С. 130–152.
4. Schultz, T. W. Investment in human capital : The role of education and of research / T. W. Schultz. – New York : Free Press, 1971. – 272 р. – Direct text.
5. Becker, G. S. Investment in human capital : A theoretical analysis / G. S. Becker. – DOI: 10.1086/258724. – Direct text // Journal of Political Economy. – 1962. – Vol. 70, Issue 5. – Part 2 : Investment in Human Beings. – P. 9–49.
6. Becker, G. S. Human capital : A Theoretical and empirical analysis, with special reference to education / G. S. Becker. – 3<sup>rd</sup> edition. – Chicago and London : The University of Chicago Press, 1993. – 391 р. – Direct text.
7. Хабибуллина, З. Р. Человеческий капитал креативного работника : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Хабибуллина Зенфира Рафкатовна. – Санкт-Петербург, 2021. – 184 с. – Текст : непосредственный.
8. Nordhaug, O. Human capital in organizations : competence, training and learning / O. Nordhaug. – Oslo : Scandinavian University Press, 1993. – 278 p. – Direct text.
9. Блауг, М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют / М. Блауг ; перевод с английского B. C. Автономова ; под ред. B. C. Автономова. – 2-е изд. – Москва : Журнал Вопросы экономики, 2004. – 415 с. – Перевод изд.: The methodology of economics or how economists explain / Mark Blaug. Cambridge, 1992. – Текст : непосредственный.
10. Майбуров, И. А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России / И. А. Майбуров. – Текст : непосредственный // Экономическая наука современной России. – 2003. – № 4. – С. 54–70.
11. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года : Закон Республики Татарстан № 40-ЗРТ от 17 июня 2015 года : [Принят Государственным Советом Республики Татарстан 10 июня 2015 года]. – Казань, 2015. – URL: https://docs.cntd.ru/document/428570021 – Текст : электронный.
12. Решение Казанской Городской Думы «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года» № 2-12 от 14 декабря 2016 года. – URL: https://docs.cntd.ru/document/446400472 (дата обращения: 21. 08. 2022). – Текст : электронный.
Рецензия
Для цитирования:
Лаукарт-Горбачева О.В. Образовательная компонента развития человеческого потенциала Республики Татарстан в официальном и экспертном дискурсах. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022;15(4):52-66. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-4-52-66
For citation:
Laukart-Gorbacheva O.V. The educational component of human potential development in the Republic of Tatarstan in official and expert discourses. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2022;15(4):52-66. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-4-52-66