Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Проблема фрагментации университетского сообщества в оценках вузовских преподавателей

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-1-27-40

Аннотация

Актуальность изучения феномена фрагментации университетского сообщества обусловлена необходимостью социологического анализа латентных последствий внедрения в российском высшем образовании модели академического менеджериализма. В новых условиях университетского управления, базирующегося на принципах стимулирования конкуренции, бюрократизации контроля, формализации системы оценивания академического труда, рационализации затрат, в университетском сообществе возникла крайняя форма его дифференциации — фрагментация. Академический менеджериализм создает организационный и институциональный контекст для этого процесса. Вместо сплоченности и интеграции, необходимых для решения новых стратегических задач университетского развития, возникли сегментация и поляризация. Фрагментация университетского сообщества представляет собой вызов российскому высшему образованию, потому что лишает его важных нематериальных ресурсов — внутригруппового доверия, солидарности, взаимности. Цель статьи заключается в обосновании признаков фрагментации академического сообщества в российских университетах в условиях академического менеджериализма. В статье раскрываются понятие фрагментации университетского сообщества, восприятие фрагментации представителями университетских сообществ, показана связь фрагментации академического сообщества с установлением новой модели образовательного менеджмента. Первый вопрос базируется на теоретическом анализе философских и социологических концепций фрагментации, а также исследований академической профессии. Второй и третий вопросы раскрываются на основе данных эмпирического исследования, проведенного в 2020–2021 гг. в университетах Свердловской области. Основным методом является глубинное интервью с научными и педагогическими сотрудниками университетов (n = 20). Дополнительно был использован метод вторичного анализа данных исследований, посвященных университетскому управлению и академическому сообществу в современных российских университетах.

Об авторе

С. Г. Ермолаева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Светлана Георгиевна Ермолаева - Кафедра управления персоналом и психологии

Екатеринбург



Список литературы

1. Lyotard, J.-F. The Postmodern Condition : A Report on Knowledge / J.-F. Lyotard. – The United Kingdom : Manchester University Press, 1984. – 144 p. – Direct text.

2. Bauman, Z. The individualized society. – Cambridge : Polity Press, 2001. – 272 p. – Direct text.

3. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман ; перевод с английского С. А. Комарова. – Москва и др. : Питер, 2008. – 238 с. – Перевод изд.: Liquid modernity / Zugmunt Bauman. USA, 2000. – Текст : непосредственный.

4. Luhmann, N. The Differentiation of Society / N. Luhmann. – New York : Columbia University Press, 1982. – 484 p. – Direct text.

5. Altbach, Ph. Trends in Global Higher Education : Tracking an Academic Revolution / Ph. Altbach, L. Reisberg, L. Rumbley. – Rotterdam : Sense, 2010. – 272 p. – Direct text.

6. Кларк, Б. Р. Создание предпринимательских университетов : организационные направления трансформации / Б. Р. Кларк ; перевод с английского А. Смирнова. – Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. – 238 с. – Перевод изд.: Creating entrepreneurial universities : organizational pathways of transformation / Burton R. Clark. The United Kingdom, 1998. – Текст : непосредственный.

7. Deem, R. «New Managerialism» in Higher Education : The Management of Performances and Cultures in Universities / R. Deem. – Direct text // International Studies in the Sociology of Education. – 1998. – Vol. 8, № 1. – P. 56–75.

8. Whitchurch, C. Being a higher education professional today : Working in a third space / C. Whitchurch. – DOI 10.1007/978-981-10-1607-3_31-1. – Direct text // Professional and support staff in higher education / Edited by C. Bossu, N. Brown. – Singapore : Springer, 2018. – P. 1–11.

9. Whitchurch, C. Reconstructing identities in higher education : The rise of «third space» professionals (research into higher education) / C. Whitchurch. – DOI 10.4324/9780203098301. – London : Routledge, 2012. – 184 p. – Direct text.

10. Абрамов, Р. Н. Баланс работы и личной жизни и источники стресса научно-педагогических работников российских исследовательских университетов / Р. Н. Абрамов, И. А. Груздев, Е. А. Терентьев. – DOI 10.14515/monitoring.2019.3.02. – Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. – 2019. – № 3 (151). – С. 8–26.

11. Кузьминов, Я. И. Университеты в России : как это работает / Я. И. Кузьминов, М. М. Юдкевич ; Национальный исследовательский ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. – 616 с. – Текст : непосредственный.

12. Зборовский, Г. Е. Социология высшего образования : монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Российское общество социологов. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – 539 с. – Текст : непосредственный.

13. Курбатова, М. В. Оценка изменения положения преподавателей российских вузов / М. В. Курбатова, И. В. Донова, Е. С. Каган. – DOI 10.17323/1811-038X-2017-26-3-90-116. – Текст : непосредственный // Мир России. Социология. Этнология. – 2017. – Т. 26, № 3. – С. 90–116.

14. Резник, С. Д. Управление изменениями в деятельности университетских менеджеров / С. Д. Резник, О. А. Сазыкина. – Текст : непосредственный // News of Science and Education. – 2018. – Т. 4, № 2. – С. 40–45.

15. Маклюэн, М. Г. Понимание медиа : внешние расширения человека / М. Маклюэн ; перевод с английского В. Г. Николаева. – Москва : КАНОН-пресс-Ц ; Жуковский : Кучково поле, 2003. – 464 с. – Перевод изд.: Understanding media: the extensions of man / Marsh McLuhan. The United Kingdom, 1994. – Текст : непосредственный.

16. Boyer, E. L. The academic profession : An international perspective / E. L. Boyer, P. G. Altbach, M. J. Whitelaw. – Princeton, NJ : Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1994. – 71 p. – Direct text.

17. Marginson, S. Rethinking academic work in the global era / S. Marginson. – DOI 10.1080/713678133. – Direct text // Journal of Higher Education Policy and Management. – 2000. – Vol. 22, Issue 1. – P. 23–35.

18. Teichler, U. The changing academic profession. Major findings of a comparative survey / U. Teichler, A. Arimoto, W. Cummings. – Dordrecht, New York ; London : Springer, 2013. – 260 p. – Direct text.


Рецензия

Для цитирования:


Ермолаева С.Г. Проблема фрагментации университетского сообщества в оценках вузовских преподавателей. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022;15(1):27-40. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-1-27-40

For citation:


Ermolaeva S.G. The fragmentation of the university community in the assessments of university teachers. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2022;15(1):27-40. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2022-1-27-40

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)