Анализ вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность в высших учебных заведениях
https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-2-9-29
Аннотация
Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231 2022–2031 годы объявлены в России «Десятилетием науки и технологий». В качестве основных задач ставятся «…привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны». Россия по удельному весу в общемировом числе научных работ (число научных публикаций, патентов, защита диссертаций, количество диссертационных советов и пр.) значительно отстает от мировых лидеров, к которым относят Китайскую Народную Республику и Соединенные Штаты Америки. Это негативно сказывается на всех сферах социально-экономического развития государства, следовательно, крайне важно найти новый подход к вовлечению талантливых студентов в науку, начиная уже с первого курса. В статье изучаются причины низкой вовлеченности студентов российских вузов в сферу научноисследовательской деятельности. В ходе исследования авторы выявили основные барьеры, препятствующие активной и интересной научно-исследовательской работе студентов в вузе, что подтверждено проведенным опросом среди студентов. Результатами исследования являются мероприятия, способствующие повышению вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность. Предложенные мероприятия сформулированы на основании мнения студентов инженерного и гуманитарного профилей, принявших участие в социологическом опросе, а также благодаря лучшим практикам привлечения студентов к научно-исследовательской работе в ведущих китайских университетах и в эталонных университетах России.
Об авторах
Л. Л. ПавловаРоссия
Павлова Лариса Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления
г. Тюмень
Е. Л. Филатова
Россия
Филатова Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента в отраслях топливно-энергетического комплекса
г. Тюмень
Список литературы
1. Kahu, E. R. Framing student engagement in higher education / E. R. Kahu. – DOI 10.1080/03075079.2011.598505. – Direct text // Studies in higher education. – 2013. – Vol. 38, Issue 5. – P. 758–773.
2. Наука. Технологии. Инновации : 2023 : краткий статистический сборник / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский [и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – Москва : НИУ ВШЭ, 2023. – 102 с. – Текст : электронный. – URL: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2742-9 (дата обращения: 25.09.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» : введ. в действие с 11.05.22. – Москва, 2022. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404436068/ (дата обращения: 25.09.2023). – Тест : электронный.
4. Bryson, C. The role of engagement in inspiring teaching and learning / C. Bryson, L. Hand. – DOI 10.1080/14703290701602748. – Direct text // Innovations in education and teaching international. – 2007. – Vol. 44, Issue 4. – P. 349–362.
5. Строгецкая, Е. В. Вовлечение студентов в науку в фокусе социологического анализа / Е. В. Строгецкая, И. Б. Бетигер. – DOI 10.32603/2412-8562-2024-10-1-56- 72. – Текст : непосредственный // Дискурс. – 2024. – Т. 10, № 1. – С. 56–72.
6. Russell, S. H. Undergraduate research opportunities : Facilitating and encouraging the transition from student to scientist / S. H. Russell. – Direct text // Creating effective undergraduate research programs in science. – 2008. – P. 53–80.
7. Резник, С. Д. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску : опыт и проблемы регионального университета / С. Д. Резник, М. В. Черниковская. – DOI 10.21603/2500-3372-2020-5-2-186-194. – Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2020. – Т. 5, № 2. – С. 186–194.
8. Юань, Ф. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности в Китае / Ф. Юань. – Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3 (64). – С. 98–101.
9. Лапин, П. М. Способы вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу в вузе / П. М. Лапин. – Текст : непосредственный // Социальные и гуманитарные науки : теория и практика. – 2020. – № 1 (4). – С. 319–325.
10. Исаева, М. А. Проектная деятельность студентов вуза как основа формирования исследовательской культуры / М. А. Исаева. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69–3. – С. 69–72.
11. Косушкин, В. Г. Инновационная деятельность студентов в региональном техническом вузе / В. Г. Косушкин. – Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 508.
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2016 г. № 1663 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями). – URL: https://base.garant.ru/71594794/ (дата обращения: 28.09.2023). – Текст : электронный.
13. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2023 год. – Текст : электронный // RAEX. Rating Rewiew : сайт. – 2023. – 07 июня. – URL: https://raexrr.com/education/russian_universities/top-100_universities/2023/
14. Павлова Л. Л. Проблема девальвации образования региональных вузов и способы ее решения / Л. Л. Павлова, Д. А. Павлов, Е. Л. Филатова. – Текст : непосредственный // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 9, № 11. – С. 43–45.
Рецензия
Для цитирования:
Павлова Л.Л., Филатова Е.Л. Анализ вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность в высших учебных заведениях. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2024;17(2):9-29. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-2-9-29
For citation:
Pavlova L.L., Filatova E.L. An analysis of student engagement in research activities in higher education institutions. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2024;17(2):9-29. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-2-9-29