Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Любовь к науке vs вознаграждение: место терминальных и инструментальных мотивов в структуре научно-исследовательской активности студентов

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-9-24

Аннотация

В статье представлены результаты изучения мотивации студентов российских вузов к научно-исследовательской работе. Опираясь на традиционную теорию терминальной и инструментальной мотивации, авторы рассматривают влияние на их формирование различных факторов, присутствующих в современной академической среде. Актуальность исследования обусловлена необходимостью мониторинга научно-исследовательской мотивации студентов в условиях кадрового кризиса высшей школы. Студенты, вовлеченные в науку, имеющие опыт ранней академической карьеры, сегодня рассматриваются как наиболее качественный кадровый резерв вузовской науки. Проблема заключается в том, что внешние институциональные меры поддержки научной молодежи обеспечивают ее вход в академическое сообщество, но не способны удержать в нем. Формирование устойчивого ценностно-мотивационного ядра научно-исследовательской деятельности (НИД) студентов может обеспечить решение этой задачи. Цель статьи — определить доминирующие мотивы участия в научно-исследовательской деятельности российских студентов двух первых ступеней высшего образования. Предметом анализа выступает влияние на мотивацию студентов социально-демографических характеристик студентов (пол, уровень образования, направление подготовки, форма обучения, место жительства до поступления в вуз и материальное положение семьи), успешности (обучение и научно-исследовательская деятельность), наличия научного наставника и планов на будущее.

Эмпирическая база статьи — результаты всероссийского исследования научно-исследовательской культуры российского студенчества, проведенного в феврале–марте 2023 г. Методом массового онлайн- опроса были опрошены студенты из 37 вузов всех федеральных округов страны. Объем выборочной совокупности составил 3 032 чел. Сделаны выводы о том, что участие современных российских студентов в научно-исследовательской деятельности основывается на сочетании терминальных и инструментальных мотивов. Крайние формы проявления терминальных или инструментальных мотивов не свойственны современной молодежи. Показано, что факторы академической среды (академическая успешность, наличие научного наставника) выступают более значимыми условиями для формирования терминальной мотивации участия студентов в НИД, чем социально-демографические факторы. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования при разработке программ вовлечения студентов в научно-исследовательскую сферу, а также программ научного наставничества в российских вузах.

Об авторах

П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Амбарова Полина Анатольевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и технологий государственного и
муниципального управления

г. Екатеринбург



Н. В. Шаброва
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Шаброва Нина Васильевна, доктор социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

г. Екатеринбург



Список литературы

1. Should You Do Science for Love or for Money. – Text : electronic // Physics Forums : website. – 2015. – 16 july. – URL: https://www.physicsforums.com/insights/science-love-money/ (accessed 17.05.2022).

2. Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности / Е. В. Реутов, Л. В. Колпина, М. Н. Реутова, Е. Н. Шиянова. – Текст : непосредственный // Среднерусский вестник общественных наук. – 2012. – № 4–1 (25). – С. 59–64.

3. Проблема мотивации научной деятельности студентов вуза / В. В. Балашов, А. В. Пацула, Р. В. Леньков, Е. А. Гайдукова. – Текст : непосредственный // Социологические исследования. – 2016. – № 4 (384). – С. 127–130.

4. Лапин, П. М. Мотивация студентов к выполнению научно-исследовательской работы и ее связь с установкой на построение академической карьеры в вузе / П. М. Лапин, Е. А. Балезина. – DOI 10.17072/2078-7898/2021-4-662-672. – Текст : непосредственный // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2021. – № 4. – С. 662–672.

5. «Looking at myself in the future» : How mentoring shapes scientific identity for STEM students from underrepresented groups / K. Atkins, B. M. Dougan, M. S. Drom-gold-Sermen [et al.]. – Direct text // International Journal of STEM Education. – 2020. Vol. 42, Issue 7. – P. 1–15.

6. How science really works the student experience of researched education / L. Smyth, F. Davila, T. Sloan [et al.]. – Direct text // Higher Education. – 2016. – Vol. 72. – P. 191–207.

7. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. – Текст : электронный. – URL: http://static.government.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

8. Багдасарьян, Н. Г. Аспирантура регионального вуза : проблемы и пути решения / Н. Г. Багдасарьян, Т. В. Балуева. – DOI 10.14515/monitoring.2022.5.2200. – Текст : непосредственный // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. – 2022. – № 5 (171). – С. 373–393.

9. Бедный, Б. И. Трансформационные процессы в современной российской аспирантуре : учебное пособие / Б. И. Бедный, Н. В. Рыбаков. – Нижний Новгород : Издательствово Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2022. – 139 с. – Текст : непосредственный.

10. Mихалкина, E. B. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах? / E. B. Mихалкина, Л. С. Скачкова. – DOI 10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129. – Текст : непосредственный // Terra Economicus. – 2018. – Т. 16, № 4. – С. 116–129.

11. Научный руководитель ВШЭ предложил создать систему привлечения и закрепления в науке талантливой молодежи. – Текст : электронный // НИУ ВШЭ : сайт. – 2021. – 27 сен. – URL: https://www.hse.ru/news/science/510279564.html (дата обращения: 13.05.2024).

12. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе : социологический анализ / Н. П. Нарбут, И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили [и др.]. – DOI 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271. – Текст : непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2023. – Т. 23, № 2. – C. 256–271.

13. Лаптева, О. И. Мотивация студентов технических специальностей к научной деятельности / О. И. Лаптева, А. Г. Корнилова. – Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN620.pdf (дата обращения: 17.05.2024).

14. Исследование особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности / С. А. Писарева, Е. И. Бражник, И. В. Гладкая [и др.]. – DOI 10.15293/2658-6762.2401.02. – Текст : непосредственный // Science for Education Today. – 2024. – Т.14, № 1. – С. 25–53.

15. Резник, С. Д. Система организации научной работы на университетской кафедре : механизмы управления «неуправляемыми» учеными / С. Д. Резник, О. А. Сазыкина. – DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-4-21-36. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 4. – С. 21–36.

16. Коган, Е. А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе / Е. А. Коган. – DOI 10.25629/HC.2020.08.17. – Текст : непосредственный // Человеческий капитал. – 2020. – № 8 (140). – С. 179–187.

17. Гаврилова, Е. В. Трансляция научного опыта и личностное знание / Е. В. Гаврилова, Д. В. Ушаков, А. В. Юревич. – Текст : непосредственный // Социологические исследования. – 2015. – № 9 (377). – С. 28–35.


Рецензия

Для цитирования:


Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Любовь к науке vs вознаграждение: место терминальных и инструментальных мотивов в структуре научно-исследовательской активности студентов. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2024;17(3):9-24. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-9-24

For citation:


Ambarova P.A., Shabrova N.V. Love of science vs reward: the place of terminal and instrumental motives in the structure of students' research activity. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2024;17(3):9-24. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-9-24

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)