Традиции Сибирского купечества как основа ролевых моделей современных молодых предпринимателей
https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-25-35
Аннотация
Цель статьи — рассмотреть возможности использования традиций Сибирского купечества в целом и отдельных его персоналий для формирования просоциальных и деловых качеств современной молодежи, ориентированной на предпринимательскую деятельность. В работе актуализируется проблематика развития молодежного предпринимательства в современной России, обозначается недооценка использования аспекта ролевых моделей в соответствующем направлении государственной политики. В теоретической части раскрывается понятие ролевой модели и синонимичного термина «образец для подражания», приводятся основные направления исследований влияния ролевых моделей на реципиентов. Исходя из анализа научной литературы, выделены функции ролевых моделей в предпринимательстве: обучение, мотивация и формирование самооценки личности. Раскрываются особенности взаимоотношений предпринимателей и ролевых моделей, которые проявляются в неодинаковом влиянии последних. Эмпирическая часть работы базируется на контент-анализе биографий. Всего было отобрано 5 персон известных тюменских купцов, в ходе анализа биографий которых были выделены показательные эпизоды их жизни, демонстрирующие позитивные для развития личности предпринимателя и общества черты характера и виды деятельности. Сделаны выводы о потенциале положительного влияния ролевых моделей Сибирских купцов на будущих и действующих молодых предпринимателей.
Ключевые слова
Об авторах
К. В. АмбрушкевичРоссия
Амбрушкевич Константин Владимирович, соискатель кафедры маркетинга и муниципального управления
г. Тюмень
Н. Г. Хайруллина
Россия
Хайруллина Нурсафа Гафуровна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления
г. Тюмень
Список литературы
1. Чужой пример заразителен : треть молодых предпринимателей открыли свое дело, вдохновившись успешными бизнесменами. – Текст : электронный // НАФИ : сайт. – 2023. – 11 января. – URL: https://nafi.ru/analytics/chuzhoy-primer-zarazitelen-tret-molodykh-predprinimateley-otkryli-svoe-delo-vdokhnovivshis-uspeshnym/ (дата обращения: 18.06.2024).
2. Предприниматели-инфлюенсеры : кто вдохновляет молодых россиян открывать свой бизнес. – Текст : электронный // НАФИ : сайт. – 2023. – 15 мая. – URL: https://nafi.ru/analytics/predprinimateli-inflyuensery-kto-vdokhnovlyaet-molodykh-rossiyan-otkryvat-svoy-biznes/ (дата обращения: 18.06.2024).
3. Holton, G. Robert K. Merton — Biographical Memoirs / G. Holton. – Direct text // Proceedings of the American Philosophical Society. – 2004. – Vol. 148, Issue 4. – P. 506–517.
4. Turner, J. H. Handbook of Sociological Theory / J. H. Turner. – DOI 10.1007/0-387-36274-6. – New York : Springer, 2006. – 745 p. – Direct text.
5. Колпинец, Е. В. Женские ролевые модели в российском сегменте Instagram / Е. В. Колпинец, М. В. Кожаринова – Текст : непосредственный // Теория моды : одежда, тело, культура. – 2022. – № 1 (63). – С. 268–286.
6. Scott, J. A Dictionary of Sociology / J. Scott., G. Marshall. – DOI 10.1093/acref/9780199533008.001.0001. – Oxford : Oxford University Press. – 2015. – 745 p. – Direct text.
7. Price-Mitchell, M. Civic learning at the edge : Transformative stories of highly engaged youth / M. Price-Mitchell. – Santa Barbara : Fielding Graduate University, 2010. – 188 p. – Direct text.
8. Gibson, D. Role models in career development : New directions for theory and research / D. Gibson. – DOI 10.1016/S0001-8791(03)00051-4. – Direct text // Journal of Vocational Behavior. – 2004. – Vol. 65 – P. 134–156.
9. Parker, S. The Economics of Entrepreneurship / S. Parker. – DOI 10.1017/9781316756706. – Direct text. – Cambridge : Cambridge University Press, 2009. – 570 p.
10. Koellinger, P. «I think I can, I think I can» : Overconfidence and entrepreneurial behavior / P. Koellinger, M. Minniti, C. Schade. – DOI 10.1016/j.joep.2006.11.002. – Direct text // Journal of Economic Psychology. – 2007. – Vol. 28, Issue 4. – P. 502–527.
11. Sternberg, R. Regional implications of Entrepreneurship / R. Sternberg. – DOI 10.1561/0300000024. – Direct text // Foundations and Trends in Entrepreneurship. – 2010. – Vol. 5, Issue 4. – P. 211–340.
12. Hartog, J. If You Are So Smart, Why Aren't You an Entrepreneur? Returns to Cognitive and Social Ability : Entrepreneurs Versus Employees / J. Hartog, M. Praag, J. Van Der Sluis. – DOI 10.1111/j.1530-9134.2010.00274.x. – Direct text // Journal of Economics & Management Strategy. – 2008. – Vol. 19, Issue 4, – P. 947–989.
13. Slack, J. The New Entrepreneur Scholarships : self-employment as a means to tackle social deprivation / J. Slack. – DOI 10.1108/00400910510617060. – Direct text // Education + Training. – 2005 – Vol. 47, Issue 6. – P. 447–455.
14. Davidsson, P. The role of social and human capital among nascent / P. Davidsson, B. Honig. – DOI 10.1016/S0883-9026(02)00097-6. – Direct text // Entrepreneurs. Journal of Business Venturing. – 2003. – Vol. 18, Issue 3. – P. 301–331.
15. Минжуренко, А. Купцы : борьба за свои права в форме строительства государства – Текст : электронный // РАПСИ : сайт. – 2019. – 23 июля. – URL: https://rapsinews.ru/incident_publication/20190723/301900744.html (дата обращения: 18.06.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Амбрушкевич К.В., Хайруллина Н.Г. Традиции Сибирского купечества как основа ролевых моделей современных молодых предпринимателей. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2024;17(3):25-35. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-25-35
For citation:
Ambrushkevich K.V., Khairullina N.G. Traditions of Siberian Merchants as a Foundation for Role Models of Modern Young Entrepreneurs. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2024;17(3):25-35. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-25-35