Организация временных научных коллективов как способ повышения качества подготовки специалистов
https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-2-21-37
Аннотация
Повышение качества подготовки специалистов является одной из приоритетных задач любого высшего учебного заведения (вуз). По мнению авторов статьи, решение данной проблемы находится в плоскости активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, как внутри вуза, так и в рамках сотрудничества с компаниями, являющимися будущими работодателями для выпускников университетов. Проведенное в статье исследование проектных инициатив по применению механизма организации временных научных коллективов для выполнения коммерческих договоров с привлечением обучающихся для их выполнения, с одной стороны, позволило выделить базовые механизмы мотивации всех участников исследуемой сферы, с другой — на основе принципов реализации грантовых проектов разработать модели включенности индустриальных партнеров, их специалистов, учебных подразделений, преподавателей и обучающихся в деятельность по реализации коммерческих проектов и работ, обеспечивающих повышение уровня подготовки бакалавров, магистрантов, специалистов и аспирантов.
Об авторах
А. Г. КопытовРоссия
Копытов Андрей Григорьевич, кандидат технических наук, директор
Ханты-Мансийск
С. В. Левкович
Россия
Левкович Сергей Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений
Тюмень
И. Г. Левченко
Россия
Левченко Иван Григорьевич, Депутат
Тюмень
Д. А. Пезин
Россия
Пезин Дмитрий Александрович, кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления
Тюмень
Список литературы
1. Степашкина, Е. А. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов / Е. А. Степашкина, А. К. Суходоев ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – Москва : НИУ ВШЭ, 2022. – 32 с. – Текст : непосредственный.
2. Полянская, Н. М. Роль преподавателя в повышении качества образовательного процесса в высшем учебном заведении / Н. М. Полянская. – Текст : непосредственный // Мир науки. – 2015. – № 3. – С. 40.
3. Иванова, С. В. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе / С. В. Иванова, Л. С. Пастухова. – DOI 10.17853/1994-5639-2018-6-29-49. – Текст : непосредственный // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 6. – С. 29–49.
4. Довбыш, В. О. Программы развития опорных университетов первой волны : анализ целевых показателей и итоги реализации / В. О. Довбыш, М. Л. Белоножко, О. С. Андреева. – DOI 10.24158/tipor.2021.7.2. – Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. – 2021. – № 7 (161). – С. 19–25.
5. Третьяков, А. Кому нужны малые инновационные предприятия в вузах? / А. Третьяков. – Текст : электронный // ИТМО : [официальный сайт]. – 2016. – 21 окт. – URL: https://news.itmo.ru/ru/startups_and_business/initiative/news/6136/ (дата обращения: 21.09.2022).
6. Филиппова, Л. Г. Проблемы создания малых инновационных предприятий в вузах / Л. Г. Филиппова. – Текст : непосредственный // Вестник марийского государственного университета. – 2018. – Т. 12, № 1. – С. 102–108.
7. Гончарова, О. Ю. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства в России / О. Ю. Гончарова. – Текст : непосредственный // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2011. – № 4. – С. 82–90.
8. Шулус, А. А. Проблемы и перспективы малых инновационных предприятий в современной России / А. А. Шулус, Е. О. Павлов, Д. Ю. Воробьев. – DOI 10.18334/ce.14.9.110807. – Текст : непосредственный // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14, № 9. – С. 1951–1966.
9. Красникова, А. С. Малое инновационное предпринимательство : проблемы и пути решения / А. С. Красникова, В. С. Шибаева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 439–442.
10. Поддержка от вуза и государства : какие стипендии могут получить российские студенты. – Текст : электронный // Минобрнауки России : [официальный сайт]. – 2022. – 24 фев. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/47766/# (дата обращения: 22.09.2022).
11. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы : официальный сайт. – URL: https://mip.extech.ru (дата обращения: 17.09.2022). – Текст : электронный.
12. Инновационное посредничество при внедрении научных разработок на территории Арктики — опыт временного междисциплинарного научного коллектива Ямал / Е. В. Чечеткина, И. Н. Ельцов, С. Н. Меньшиков, О. М. Ермилов. – DOI 10.25283/2223-4594-2018-2-107-117. – Текст : непосредственный // Арктика : экология и экономика. – 2018. – № 2 (30). – С. 107–117.
13. Положение о временных научных коллективах для проведения актуальных прикладных исследований в Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». – Текст : электронный. – URL: https://ishim.utmn.ru/upload/medialibrary/6f4/Polozhenie-VNK.pdf (дата обращения: 17.09.2022).
14. О порядке предоставления грантов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях реализации инновационных проектов, обладающих потенциалом коммерциализации : постановление правительства Тюменской области № 101-п от 23 марта 2015 г. – URL: https://docs.cntd.ru/document/424075096 (дата обращения: 17.09.2022). – Текст : электронный.
15. Положение о Временном научно-исследовательском коллективе «Золотой стандарт развития ребенка 2.0». – URL: https://utalents.ru/assets/docs/polozhenie-vnik-2020.pdf (дата обращения: 17.09.2022). – Текст : электронный.
16. Рубан, Д. А. Временные коллективы в сети международного научного сотрудничества в свете современной теории организационного менеджмента / Д. А. Рубан. – Текст : непосредственный // Вестник института экономики и управления НовГУ. – 2013. – № 2. – С. 68–73.
17. Положение о конкурсе научных и инновационных проектов. – URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2017/11/Polozhenie-o-Konkurse.pdf (дата обращения: 17.09.2022). – Текст : электронный.
18. Положение о Центре перспективных исследований и инновационных разработок. – URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2017/01/12SP-171.2018.pdf (дата обращения: 17.09.2022). – Текст : электронный.
19. Бережливое управление в госсекторе. Как наладить процессы / Под редакцией А. В. Ожаровского, К. А. Ткачевой. – Москва : РАНХиГС, 2021. – 184 с. – Текст : непосредственный.
20. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся». – Текст : электронный // Официальный интернетпортал правовой информации : сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110053?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 17.09.2022).
21. Гуськова, Е. А. Проблема привлечения и подбора студенческой молодежи во временные научные коллективы для реализации ее интеллектуального потенциала / Е. А. Гуськова. – Текст : непосредственный // Воспроизводство интеллектуального капитала в системе высшего профессионального образования : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Белгород, 18–22 ноября 2013 г. / ответственный редактор И. С. Шаповалова. – Белгород, 2013. – С. 192–195.
Рецензия
Для цитирования:
Копытов А.Г., Левкович С.В., Левченко И.Г., Пезин Д.А. Организация временных научных коллективов как способ повышения качества подготовки специалистов. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2023;16(2):21-37. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-2-21-37
For citation:
Kopytov A.G., Levkovich S.V., Levchenko I.G., Pezin D.A. Creation of temporary research teams to improve the quality of specialist training. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2023;16(2):21-37. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-2-21-37