Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Трансформация онлайн-преподавания в высших учебных заведениях в постпандемийный период

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-2-81-98

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами. С одной стороны, активное техническое развитие современного онлайн-образования, с другой — необходимость, сложившаяся из-за пандемии, которая вынудила многие процессы образования перейти в онлайн. В 2020 году деятельность преподавателей высших учебных заведений сильно изменилась, им пришлось экстренно встраиваться в непривычную для многих онлайн-среду. Прошло два года, но онлайн-образование все еще актуально и востребовано. Какие же положительные и отрицательные аспекты несет в себе образование в онлайн-среде? И как трансформировалось отношение к онлайн-образованию за последние два года? На эти вопросы мы попробовали взглянуть с позиции преподавателей высших учебных заведений. Цель нашего исследования — проанализировать современное восприятие онлайн-преподавания в системе высшего образования. В результате проведенных социологических исследований (методом онлайн-опроса) в 2020 и 2022 годах были выявлены особенности трансформации онлайн-преподавания в деятельности преподавателей высшей школы. Был сделан вывод об улучшении отношения к онлайн-преподаванию со стороны профессорско-преподавательского состава. Однако онлайн-образование, по мнению преподавателей, все еще уступает по качеству контактному аудиторному обучению и несет в себе множество проблем и недоработок. Во многом успешность онлайн-образования связана со способностью, как преподавателей, так и студентов, к освоению современных технических инструментов и адаптации в новых условиях. 
В выводах акцентируются проблемы онлайн-преподавания и перспективы развития. Анализируются особенности современных технологий, их влияние на повышение эффективности онлайн-образования, прогнозируются возможные варианты дальнейшего использования.

Об авторе

В. Ю. Черкасова
Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Россия

Черкасова Виолетта Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного управления и политических технологий

Екатеринбург 



Список литературы

1. Клайберт, Я. М. Оптимистичный взгляд на постпандемийное будущее международных филиалов вузов / Я. М. Клайберт. – Текст : непосредственный // Международное высшее образование. – 2022. – № 109. – С 12–13.

2. Вершинина, А. Р. Дистанционное обучение : ожидание, проблемы, возможности / А. Р. Вершинина, А. А. Сверкунова, Д. В. Богданова. – Текст : непосредственный // Мир образования — образование в мире. – 2021. – № 1 (81). – С. 189–195.

3. Безрукова, Н. А. Цифровые ресурсы для реализации онлайн-образования и инструменты вовлечения аудитории / Н. А. Безрукова, Е. Н. Васина. – Текст : непосредственный // Драйверы развития общего и профессионального образования : Том 1 : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Павлово, 16 декабря 2021 г. – Павлово : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2021. – С. 91–95.

4. COVID-19 and digital disruption in UK universities : afflictions and affordances of emergency online migration / R. Watermeyer, T. Crick, C. Knight, J. Goodall. – DOI 10.1007/s10734-020-00561-y. – Direct text // Higher Education. – 2021. – Vol. 81, Issue 3. – P. 623–641.

5. Ali, W. Online and Remote Learning in Higher Education Institutes : A Necessity in light of COVID-19 Pandemic / W. Ali. – DOI 10.5539/hes.v10n3p16. – Direct text // Higher Education Studies. – 2020. – Vol. 10, Issue 3. – P. 16.

6. Шабанов, Г. А. Педагогические проблемы обеспечения качества онлайн-образования / Г. А. Шабанов. – Текст : непосредственный // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 5. – С. 9–12.

7. Remote Learning and COVID-19 : The use of educational technologies at scale across an education system as a result of massive school closingsin response to the COVID-19 pandemic to enable distance education and online learning. – Text : electronic. – URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/266811584657843186/pdf/RapidResponse-Briefing-Note-Remote-Learning-and-COVID-19-Outbreak.pdf.

8. Черкасова, В. Ю. Онлайн-коммуникация преподавателей и студентов в системе высшего образования : проблемы и перспективы / В. Ю. Черкасова. – DOI 10.26170/2079-8717_2021_02_16. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 2. – С. 132–143.

9. Джанелли, М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях / М. Джанелли ; перевод с английского Л. Трошиной. – DOI 10.17323/1814-9545-2018-4-81-98. – Текст : непосредственный // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. – 2018. – № 4. – С. 81–98.

10. Полякова, О. Б. Цифровой контур специфики онлайн-преподавания в вузе в условиях пандемии COVID-19 / О. Б. Полякова. – Текст : непосредственный // Цифровизация в условиях пандемии : миссия социального университета будущего : сборник материалов XXI международного социального конгресса, Москва, 25–26 ноября 2021 г. – Москва : Российский государственный социальный университет, 2022. – С. 266–269.

11. Лазарева, О. П. Дистанционное обучение в условиях пандемии : мнение преподавателей и студентов вуза / О. П. Лазарева, Н. А. Мороз. – DOI 10.21684/2587-8484-2021-5-1-50-67. – Текст : непосредственный // Siberian socium. – 2021. – Т. 5, № 1 (15). – С. 50–67.

12. The adaptation of academics to the Covid-19 crisis in terms of work time allocation / H. Horta, A. Panova, J. Santos, M. Yudkevich. – DOI 10.1371/journal.pone.0273246.– Direct text // Plos one. – 2022. – Vol. 17, Issue 8. – P. e0273246.

13. Дьячкова, В. О. Онлайн-образование в высшей школе Российской Федерации / В. О. Дьячкова. – Текст : непосредственный // Гуманитарные науки в современном вузе : вчера, сегодня, завтра : материалы III-й международной научной конференции: в 2 т. Санкт-Петербург, 11 декабря 2020 г. Том 2. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – С. 240–242.

14. Лугинина, А. Г. Здоровье преподавателей вузов в условиях онлайн-преподавания / А. Г. Лугинина, В. Н. Власова, Т. В. Рябова. – Текст : непосредственный // Национальное здоровье. – 2021. – № 4. – С. 147–152.

15. Клементьева, М. В. «Учеба на диване» : риски и возможности онлайн-образования / М. В. Клементьева. – Текст : непосредственный // Социализация в глобальном мире : вызовы современности : сборник материалов международной научно-практической конференции, Калуга, 20–21 мая 2021 г. – Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2021. – С. 297–303.

16. Тентишева, А. А. Преимущества и недостатки онлайн-образования в современном мире / А. А. Тентишева. – Текст : непосредственный // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университетинин кабарлары. – 2020. – № 2 (49). – С. 44–46.

17. Гужова, Н. В. Онлайн-преподавание в современных условиях : достоинства и недостатки / Н. В. Гужова. – Текст : непосредственный // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30–31 марта 2020 года / Мининский университет. – Нижний Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2020. – С. 242–246.

18. Валеева, Г. В. Использование цифровых технологий в высшем образовании (на примере опыта реализации гуманитарных дисциплин в условиях дистанционного формата обучения) / Г. В. Валеева. – Текст : непосредственный // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 6. – С. 42–47.

19. Соболева, М. К. Перспективы развития онлайн-образования в России / М. К. Соболева. – Текст : непосредственный // Университет в глобальном мире : новый статус и миссия : сборник материалов XI международной научной конференции, Москва, 20–21 февраля 2017 г. / Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. – Москва : ООО «МАКС Пресс», 2017. – С. 240–242.

20. Батков, К. А. Управление качеством онлайн-образования в условиях пандемии COVID-19 / К. А. Батков. – Текст : непосредственный // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сборник статей по итогам международной научно-практической конференции, Тюмень, 04 декабря 2021 г. – Стерлитамак : ООО «Агентство международных исследований», 2021. – С. 129–132.

21. Уваров, А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании / А. Ю. Уваров. – Текст : непосредственный // Наука и школа. – 2018. – № 4. – С. 108–117.


Рецензия

Для цитирования:


Черкасова В.Ю. Трансформация онлайн-преподавания в высших учебных заведениях в постпандемийный период. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2023;16(2):81-98. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-2-81-98

For citation:


Cherkasova V.Yu. The transformation of online teaching in higher education institutions in the post-pandemic period. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2023;16(2):81-98. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-2-81-98

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)