Сравнительный анализ социокультурных истоков рок-музыки в СССР и США
https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-2-99-111
Аннотация
Целью данного исследования является выявление генезиса рок-музыки и анализ его особенностей в США и Советском Союзе. Авторами выявлено, что существенным фактором, оказавшим влияние на зарождение рок-музыки в США, стали послевоенные социально-экономические условия: отсутствие разрушений в инфраструктуре страны, концентрация в США ученых, бежавших от фашизма из Европы, ориентация бюджета страны на социально-экономический сектор, демографический взрыв, появление досугового времени. Советский Союз, понесший в результате войны катастрофические людские потери и разрушения промышленности, ориентировал бюджет на поднятие народного хозяйства и укрепление военно-промышленного комплекса, поэтому появление рок-музыки в СССР стало возможным лишь после полного восстановления экономики. На основании анализа оригинальных авторских, исследовательских, музыкальных и литературных материалов установлено, что, несмотря на изначальное копирование и подражание американской рок-музыке советскими исполнителями, существуют принципиальные различия как в музыкальном материале (форма — содержание), так в мировоззренческих (потребительство — жертвенность) и телеологических (товар — миссия) аспектах рок-музыки. Результаты исследования могут быть полезны философам, культурологам, а также преподавателям средних и высших учебных заведений для демонстрации самобытности российского культурного пути на примере рок-музыки.
Об авторах
А. В. ШляковРоссия
Шляков Алексей Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий
Тюмень
Л. В. Ребышева
Россия
Ребышева Лидия Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления
Тюмень
Список литературы
1. LeVine, M. Heavy Metal Islam : Rock, Resistance, and the Struggle for the Soul of Islam / M. LeVine. – New York : Three Rivers Press, 2008. – 312 p. – Direct text.
2. Троицкий, А. К. Рок в Союзе : 60-е, 70-е, 80-е…/ А. К. Троицкий. – Москва : Искусство, 1991. – 208 с. – Текст : непосредственный.
3. Васильева, A. A. Музыкальный андерграунд Свердловска-Екатеринбурга (к проблеме смеховой культуры) / A. A. Васильева, Т. И. Калужникова. – Текст : непосредственный // Музыка, музыкальная культура, музыканты Урала : сборник статей / составитель и ответственный редактор Н. А. Вольпер. – Екатеринбург : УГК, 1996. – Вып. 1. – С. 104–138.
4. Квятковский, Г. Ю. Рок-культура как объект социологического исследования / Г. Ю. Квятковский. – Текст : непосредственный // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2005. – № 1 (7). – С. 82–91.
5. Кнабе, Г. С. Феномен рока и контркультура / Г. С. Кнабе. – Текст : непосредственный // Вопросы философии. – 1990. – № 8. – С. 39–61.
6. Пилютэ, Ю. Э. Типология культурного героя в русской рок-поэзии / Ю. Э. Пилютэ. – Текст : непосредственный // Русская рок-поэзия : текст и контекст. – 2010. – № 11. – С. 27–33.
7. Смирникова, Е. В. Экзистенциальные основания отечественного рок-андеграунда 1980-х годов / Е. В. Смирникова. – Текст : непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – Т. 15, № 2 (2). – С. 534–541.
8. Чернышев, А. В. Рок-музыка : этапы ее генезиса и развития в 1970-х / А. В. Чернышев. – Текст : непосредственный // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3. – С. 22–25.
9. Волощук, С. Д. Выпуск № 40.1. Определение понятия рок-музыки. Часть 6 / С. Д. Волощук. – Текст : электронный // Vsd : [сайт]. – 2020. – 18 фев. – URL: https://vsd.art/articles/article-opredelenie-ponyatiya-rok-muzyki-chast-6-1 (дата обращения: 18.01.2023).
10. Дюкин, С. Г. Рок-музыка и рок-культура : к вопросу о дефинициях понятий / С. Г. Дюкин. – Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 41–1. – С. 26–32.
11. Козлов, А. Рок : истоки и развитие / А. Козлов. – Москва : Синкопа, 2001. – 192 с. – Текст : непосредственный.
12. РФ полностью погасила долг перед Парижским клубом РБК. – Текст : электронный // РБК : сайт. – 2006. – 21 авг. – URL: https://www.rbc.ru/economics/21/08/2006/5703c33d9a7947dde8e0ad9f (дата обращения: 18.01.2023).
13. Колесников, С. И. Сравнительная характеристика федерального бюджета США в 1960–1990 годы / С. И. Колесников. – Текст : непосредственный // Сборник научных статей : юбилейный сборник трудов ученых и специалистов, посвященный 70-летию УГЛТА / Уральская государственная лесотехническая академия. – Екатеринбург, 2001. – С. 158–172.
14. Hunt, L. Secret Agenda : The United States Government, Nazi Scientists, and Project Paperclip, 1945 to 1990 / L. Hunt. – New York : St Martin's Press, 1991. – 340 p. – Direct text.
15. Баканов, С. А. Государственный бюджет СССР в 1950–80-е годы : динамика и структура расходов / С. А. Баканов. – Текст : непосредственный // Научный диалог. – 2021. – № 5. – С. 304–326.
16. Civil Rights Act of 1964. – Text : electronic. – URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-78/pdf/STATUTE-78-Pg241.pdf.
17. A Population History of North America / Edited by M. R. Haines, R. H. Steckel. – New York : Cambridge University Press, 2000. – 752 p.
18. United Nations : Department of Economic and Social Affairs : Population Division : website. – URL: https://www.un.org/development/desa/pd. – Text : electronic.
19. Ковалев, С. А. География населения СССР / С. А. Ковалев, Н. Я. Ковальская. – Москва : МГУ, 1980. – 285 с. – Текст : непосредственный.
20. Рок-музыка в контексте современной культуры : cборник статей по материалам международной научно-практической конференции (23 ноября 2018 г.) / Редакторсоставитель Е. А. Савицкая. – Москва : ИП Галин А. В., 2020. – 208 с. – Текст : непосредственный.
21. Невская, Т. Н. Становление молодежной рок-культуры в СССР в конце 50-х — начале 80-х годов XX века / Т. Н. Невская. – Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 77. – С. 343–349.
22. Васильева, А. А. Российская рок-музыка 1970-х – 1980-х гг. как социокультурное явление : опыт культурологического анализа : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Васильева Анастасия Аркадьевна. – Челябинск, 1999. – 234 с. – Текст : непосредственный.
23. Temperley, D. The melodic-harmonic ‘divorce’ in rock / D. Temperley. – DOI 10.1017/S0261143007001249. – Direct text // Popular Music. – 2007. – Vol. 26, Issue 2. – P. 323–342.
Рецензия
Для цитирования:
Шляков А.В., Ребышева Л.В. Сравнительный анализ социокультурных истоков рок-музыки в СССР и США. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2023;16(2):99-111. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-2-99-111
For citation:
Shlyakov A.V., Rebysheva L.V. A comparative analysis of the sociocultural origins of rock music in the USSR and the USA. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2023;16(2):99-111. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-2-99-111