Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск
Том 17, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF
9-26 13
Аннотация

Актуальность темы исследования состоит в том, что происходящие в аграрной сфере нашей страны коренные экономические преобразования отражаются на социальном развитии сельских территорий. Этому способствуют и геополитические изменения, которые отражаются на конкурентных преимуществах агропромышленных предприятий. Однако, несмотря на то что в стране намечаются процессы социально-экономической стабилизации, положение сельской молодежи остается достаточно неустойчивым. Ключевые проблемы молодых сельчан остаются неизменными: трудоустройство и занятость, обеспеченность жильем и, конечно, социальная адаптация молодых людей к условиям жизни на селе. Как показывает практика, именно развитая социальная структура положительно влияет на стабилизацию сельского населения, но в комплексном решении данных вопросов.

В статье изучена соответствующая литература, раскрыто понятие молодежи как социальной группы, рассмотрен термин «сельская молодежь» как основной ресурс пополнения производственной сферы сельских территорий. С целью оценки степени удовлетворенности жизнедеятельности сельской молодежи в 2024 году авторами было проведено исследование в сельской местности юга Тюменской области в форме анкетирования, которое позволило выстроить рейтинг актуальных проблем сельской молодежи.

На основе проведенного исследования сформулирован вывод о том, что сельская молодежь является главным звеном в цепи развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, ведь именно на ней строится будущее продовольственного рынка. Поэтому сельскую молодежь можно считать скрытым ресурсом, который должен проявить социальную активность при решении создавшихся проблем. Таким образом, возрождение российской деревни, будущее сельских территорий во многом зависит от сельской молодежи, ее потенциала.

27-45 11
Аннотация

Осмысление существующих социальных практик активного долголетия находится в концептуальной парадигме возможности влияния на данный процесс с позиции структурно-функционального подхода. Актуальность вопроса связана с процессами глобального старения населения, которые влекут за собой социальные, демографические и экономические последствия. Современный взгляд на старение населения меняется. В управленческой модели российского общества наблюдается переход от понятий «пожилое население», «пожилые люди», которые ассоциируются с немощностью и слабостью, к термину «старшее поколение», которое вполне активно и может о себе позаботиться. Данный тренд был зафиксирован в научной полемике, а также в базовом концептуальном документе «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». Активное долголетие рассматривается нами как совокупность целенаправленных действий субъектов управления и как комплекс действий социальных агентов, объединенных общностью интересов и действующих ради повышения качества жизни лиц старшего возраста. Этот возраст также называют «третьим», что показывает его «нормальность» с позиции других возрастов. Активное долголетие в российской и мировой практике сегодня рассматривается шире, чем медицинское обслуживание, оно включает и качество жизни, и благосостояние, и социальную активность, трудовую занятость, возможности заниматься спортом, возможности расширения общения. Определено, что в современном обществе патерналистический подход к решению задач отходит на второй план, государство выступает инициатором и субъектом, формирующим рамочные отношения в варианте проектного подхода. Передавая часть управленческих функций и задач обществу, в том числе в вопросах активного долголетия старшего поколения, становится возможным более эффективно использовать ресурсный потенциал и региональные особенности. Цель исследования заключается в получении представлений о потребностях старшего возраста в категории «активное долголетие» в контексте управленческих механизмов региона, выявление и определение важности сохранения ценностей для старшего поколения, соотношение социальных ценностей и практик активного долголетия с направлениями деятельности государства и общественных организаций. Для решения исследовательских задач было проведено социологическое исследование граждан старшего возраста Тюменской области. Выявлены их потребности и представления в сфере активного долголетия. Определено, что на всех уровнях управления и власти Тюменского региона обеспечивается преемственность программ и проектов, объединяющих усилия по активному долголетию. Зафиксировано расширение направлений социальной политики и ее реализации в Тюменской области по отношению к людям пожилого возраста, однако полной корреляции с потребностями возрастной категории 55+ по практикам активного долголетия не наблюдается.

46-62 7
Аннотация

Данное исследование основано на концепции молодежной политики, играющей ключевую роль в процессе интеграции юношей и девушек в избирательные процедуры, которые, в свою очередь, обеспечивают легитимацию институтов власти и способствуют налаживанию конструктивного взаимодействия между субъектами социально-политических отношений. Используемый методологический научный подход определяет цель публикации, которая заключается в установлении специфики осуществления выборной деятельности и электоральной активности молодежи в избирательных процессах Российской Федерации. Результаты исследования обобщены на основе изучения статистических материалов, авторских социологических исследований, а также на основе анализа ранее проведенных массовых опросов, реализованных как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ходе научной работы были получены материалы, помогающие систематизировать основные параметры и особенности вовлечения современной российской молодежи в активные электоральные процессы, что определяет значимость и практическую пользу исследования. В результате интерпретации полученных результатов установлено, что современные молодые люди не всегда полноценно используют возможность избирать и быть избранными в органы государственного управления. Последующий анализ выявил факторы такой пассивности, которые могут быть квалифицированы в соответствии с внешними и внутренними признаками. Первые относятся к недостаткам государственного регулирования, неготовности российского бизнеса поддерживать политическое молодежное движение и лидерство. Внутренние обстоятельства касаются особенностей, характеризующих субъективно-объективную природу самих молодых людей, потерявших смысловые, нравственные ориентиры и ценности, утративших жизнестойкость, вследствие чего ставших неуверенными в собственном будущем, затрудняющихся определять собственные долгосрочные жизненные приоритеты и цели. Полученные результаты способствуют корректировке отечественной молодежной политики, направленной на устранение нежелательных факторов, препятствующих реализации избирательной активности и полноценной политической деятельности молодого поколения Российской Федерации.

63-76 10
Аннотация

Статья посвящена исследованию таких феноменов, как налоговая культура и налоговый комплаенс. Оба феномена получили широкую известность в рамках юриспруденции и экономики, в социологии пока что представлены единичными работами. Под налоговой культурой можно понимать систему ценностей и норм, предопределяющую осознанную обязанность уплаты налоговых платежей индивидом. Налоговая культура и налоговый комплаенс находятся в тесной взаимосвязи. Осознанная обязанность, которая отражает налоговую культуру индивида, выступает базисом для налогового комплаенса. Осознанную обязанность можно представить еще как моральный императив. Осознанная обязанность платить налоги или налоговая мораль не является только итогом воспитания. Многое предопределяется тем, как индивид взаимодействует с налоговыми органами, какова законодательная база и конституционная среда. На основании анкетного опроса жителей крупного субъекта России (n = 1500) и интервью (n = 17) были выявлены такие операциональные понятия налоговой культуры, как информация о налогах, оценка работы налоговых органов с налогоплательщиками, законопослушность респондентов в отношении уплаты налогов, знание налогоплательщиков о последствиях неуплаты налогов. Налогоплательщики пользуются различными каналами получения информации о своих налогах, такими как единый портал государственных услуг (Госуслуги), многофункциональный центр предоставления услуг (МФЦ), личный кабинет налогоплательщика и т.д. Но все же небольшая часть опрошенных не пользуется никакими источниками. Изучение законопослушности респондентов в отношении уплаты налогов позволило выявить примеры налоговой морали, когда респондентами движет не страх перед возможными санкциями, а моральные аспекты. Это показывает высокую социальную ответственность жителей. Исследование знания налогоплательщиками последствий неуплаты налогов показывает необходимость дальнейшего просвещения. В заключение делается вывод о необходимости дальнейшего изучения внутренних факторов уплаты налогов, которые пока остаются неисследованными.

77-93 44
Аннотация

В условиях развития информационного общества информация становится объектом преступных посягательств, совершаемых, чтобы дестабилизировать происходящие в государстве социальные процессы. Инфраструктура государственного сектора наиболее привлекательна для кибератак, осуществляемых с целью получения конфиденциальной информации о гражданах, широко использующих государственные информационные сервисы. Несмотря на активную политику обеспечения информационной безопасности, до сих пор Российской Федерации не удается снизить значение и последствия информационных угроз в деятельности органов государственной власти и учреждений. При анализе факторов, обеспечивающих возникновение этих кибератак, было выявлено, что ключевая роль принадлежит социальному фактору, являющемуся следствием безответственного поведения граждан при работе с персональными данными, открытию фишинговых писем, а также реакции граждан на информационно-психологическое воздействие со стороны киберпреступников. Проведенный в статье анализ информационных угроз подтвердил тезис о том, что государственный сектор в последние годы выступает объектом постоянных кибератак, а работники государственных учреждений часто становятся субъектом нейтрализации существующей в данном секторе системы информационной безопасности. Цель исследования — анализ специфики информационных угроз и факторов, способствующих их распространению в государственном секторе современной России. В статье проведен анализ исследований в сфере информационной безопасности органов государственной власти и бюджетных учреждений, позволяющий определить систему информационных угроз и их специфику. В выводах представлена систематизация информационных угроз для государственного сектора Российской Федерации.

94-108 15
Аннотация

В современных условиях развития цифровой цивилизации на повестку дня выходит проблема взаимодействия молодежи и власти через автоматизированные платформы. Так, например, социализация молодых людей проходит в том числе и через средства массовой информации, гаджеты, Интернет и др. Так формируются нравственные ценности и установки, гражданская позиция, предпочтения граждан в обществе. И власть здесь выступает одним из субъектов в общественных взаимодействиях. С повсеместным внедрением искусственного интеллекта цифровые властные платформы могут стать таким же субъектом взаимодействия с молодежью и выполнять те же функции, что и сотрудники властных структур. В статье проводится обоснование этого тезиса, для чего авторы представляют результаты системного анализа преобразования субъект-объектных отношений между молодежью и автоматизированными информационными платформами государственных властей в субъект-субъектные взаимодействия. Проведенное исследование дает возможность представить концепцию субъектности элементов информационной системы, в рамках которой выделены основные характеристики, входные и выходные параметры, алгоритм и структура действий внутри нее для организации интерактивного взаимодействия с молодыми людьми.

Проводится аналогия между взаимоотношениями программистов с программным обеспечением и молодыми людьми, с сайтами, платформами, мобильными приложениями, когда в обоих случаях обе стороны выступают активными субъектами воздействия друг на друга. Авторы утверждают, что в таких ситуациях автоматизированная платформа, подготовленная соответствующим образом при помощи модулей искусственного интеллекта, способна выступать одним из акторов политической социализации современной молодежи, которая фактически в современных условиях является цифровым поколением. Это и дает возможность более активно использовать сами цифровые государственные платформы для выстраивания собственной стратегии участия молодых людей в политической жизни российского общества. Конечно, база знаний таких автоматизированных платформ должна быть изначально подготовлена с помощью действующей нормативно-законодательной базы, имеющихся категорий нравственных ценностей и норм общественной жизнедеятельности.

Проведенное авторское исследование позволяет скорректировать архитектуру цифровых интерактивных приложений таким образом, чтобы они превратились из обычных поисковиков, сборщиков и источников информации в активные субъекты социализации молодых людей, в персональных наставников, способных помочь в формировании их жизненных траекторий.

109-126 15
Аннотация

В статье представлены суждения авторов о сути устойчивого развития. Рассмотрены цели устойчивого развития, определенные Организацией объединенных наций, и национальные целевые показатели Российской Федерации (РФ) до 2030 года. Показан вклад системы охраны здоровья граждан в достижение целей устойчивого развития в РФ в целом и в Тюменской области в частности. Отмечено, что проводимые в РФ с 1991 года реформы здравоохранения, вносят свой позитивный вклад в устойчивое развитие территорий. Исследование состояло в аналитической оценке медико-демографических данных, полученных статистическими методами за 2017–2023 годы, отражающих результативность деятельности системы здравоохранения в Тюменском регионе и являющихся индикаторами устойчивости территории.

Самостоятельное социологическое исследование состояло в определении оценок пациентов, посетивших Тюменские поликлиники в 2019 и 2023 годах, результатов последнего этапа реформ, проведенных в системе здравоохранения г. Тюмени (цифровизация).

На основании анализа статистических данных и результатов опросов пациентов были сделаны следующие выводы: усовершенствовался документооборот, достигнут определенный уровень цифровизации отрасли; повысилась доступность медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; заработала система первичной-вторичной профилактики и реабилитации.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: не выполняется алгоритм предоставления медицинской услуги, включающей опрос, осмотр, проведение диагностических мероприятий и лечение выявленных патологий; диагностические услуги в рамках программы обязательного медицинского образования далеко не всегда доступны, что заставляет пациентов их оплачивать; внедряемые электронные технологии используются не в полной мере и не всегда доступны.

Выводы и рекомендации могут быть положены в основу решений местных органов власти.

127-138 28
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения ценностных ориентаций современной молодежи, которые во многом определяют будущее развитие общества. В периоды социально-экономических и политических трансформаций общественного развития пристальное изучение ценностей и ценностных ориентаций молодежи как особой социальной группы может помочь в прогнозировании возможностей и путей развития современного социума. В статье представлены результаты социологического исследования ценностей современной российской молодежи, формирующих ценностные ориентации, которые определяют поведение индивидов и социальных групп. Авторское социологическое исследование позволило выявить приоритетные жизненные ценности российской молодежи, а также значимые качества, которыми должны обладать молодые люди. Одновременно с приоритетными ценностями были исследованы и причины неуверенности молодежи в будущем. Анализируя результаты исследования можно утверждать о приоритетности рациональных (материальных) ценностей в ценностных ориентациях современной российской молодежи.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)