Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Ценностные основания корпоративной культуры университета в коммеморативных практиках российских вузов

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-3-7-32

EDN: RDIRJL

Аннотация

Господствующие на рынке образовательных услуг процессы глобализации и трансформации высшего образования порождают необходимость формирования сильной корпоративной культуры, визуальной (бренд) и личной (акторы образовательного процесса) идентичности современного университета. В связи с этим актуальность приобретают выявление и практическое применение механизмов воспроизводства, трансформации и транслирования ценностных оснований культуры, в частности коммеморативных практик.

Цель исследования — выявление взаимосвязи ценностных оснований корпоративной культуры университета и коммеморативных практик, определение их роли в формировании корпоративной идентичности. Методология исследования построена на качественных методах: анализ кейс-стади применения коммеморативных практик российскими университетами, онлайн-анкетирование студентов на базе Тюменского индустриального университета. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что имеется пул репрезентируемых коммеморативными практиками ценностных оснований корпоративной культуры, а выделенные ценности являются результатом селекции и конструируются посредством качественной интерпретации. Отмечается дифференциация по степени влияния коммеморативных практик на формирование ценностных ориентаций членов студенческого сообщества, а также вариативность их восприятия в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов.

Научная новизна состоит в доказанной эмпирическим путем взаимосвязи между коммеморативными практиками и ценностными основаниями корпоративной культуры университетов.

Практическая     значимость      результатов     исследования     заключается     в     возможности их использования в качестве инструментария для внесения корректив в мемориальные стратегии и коммеморативные практики современных университетов, укрепления корпоративной идентичности членов студенческого, профессорско-преподавательского сообщества, представителей административного звена.

Об авторе

И. В. Легостаева
Тюменский индустриальный университет
Россия

Легостаева Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры маркетинга и муниципального управления

Тюмень



Список литературы

1. Легостаева, И. В. Коммеморативный подход к изучению корпоративной культуры современного университета / И. В. Легостаева. – Текст : электронный // Экспертные институты в условиях построения безопасности мира : сборник научных трудов / «ФГБОУ ВО «ИГУ»; науч. ред. Т.И. Грабельных. – Иркутск : Издательство ИГУ. – 2025. – C. 371–374. – URL: https://socio.isu.ru/export/sites/socio/ru/sociolab/.galleries/docs/Sbornik_expert_instituty_2025.pdf

2. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза : декларация целей и практика / Е. С. Сахарчук, Э. Р. Баграмян, И. А. Киселева, А. Л. Сахарчук. – DOI 10.17853/1994-5639-2022-3-11-40. – Текст : непосредственный // Образование и наука. – 2022. – № 3. – С. 11–40.

3. Голиков, А. В. Влияние концепции коллективной памяти Мориса Хальбвакса на современные memory studies (на примере работ Я. Ассмана и А. Ассман) / А. В. Голиков. – DOI 10.28995/2686-7249-2019-8-197-208. – Текст : непосредственный // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2019. – № 8. – С. 197–208.

4. Наумов, Д. И. Социальная амнезия предмета как философского исследования Пола Коннертона / Д. И. Наумов. – Текст : непосредственный // Научные труды РИВШ. Философско-гуманитарные науки. Выпуск 22. – Минск : РИВШ. – 2023. – С.186–194.

5. Assman, J. Communicative and Cultural Memory / J. Assman. – Text : direct // Erll A., Nünning A. (Eds.) Cultural Memory Studies. An International and Interdisciplinary Handbook. Berlin, New York : Walter de Gruyter. – 2008. – Р. 109–118.

6. Бакштановский, В. И. Имя «Университет»: Актуальный ценностный ориентир или факт исторической памяти? / В. И. Бакштановский, М. В. Богданова. – Текст : электронный // Ведомости прикладной этики. – 2022. – № 59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imya-universitetaktualnyy-tsennostnyy-orientir-ili-fakt-istoricheskoy-pamyati (дата обращения: 07.06.2025).

7. Сорокина, Н. Д. Историческая память современных студентов. Что происходит? / Н. Д. Сорокина. – DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-10-144-152. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 10. – С. 144–152.

8. Tierney, W. Organizational Culture in Higher Education : Defi ning the Essentials / W. Tierney. – Text : direct // The Journal of Higher Education. – 1988. – Vol. 1 (59). – P. 2–21.

9. Drori, G. S. Branding the University: relational strategy of identity construction in a competitive field. / G. S. Drori, G. Delmetri, A. Oberg. – Text : direct // Trust in higher education institutions. – 2013. – Vol. 86. – P. 13–151.

10. Chapleo, C. Barriers to brand building in UK universities? / C. Chapleo. – Text : direct // International journal of nonprofit and voluntary sector marketing. – 2007. – Vol. 12, Issue 1. – P. 23–32.

11. Duesterhaus, A. Attributes of successful university brands in the USA / A. Duesterhaus, M. Duesterhaus. – Text : direct // Journal of Brand Strategy. – 2014. – Vol. 3, Issue 2. – P. 169–183.

12. Научная конференция «Проблемы правопреемства и исторической памяти в современном мире». – Текст : электронный // Юридический факультет МГУ им. Ломоносова : сайт. – 2025. – 20 март. – URL: https://www.law.msu.ru/news/nauchnaya_konferenciya_problemy_pravopreemstva_i_istoricheskoy_pamyati_v_sovremennom_mire__2025-03-20_12_06-9696 (дата обращения: 09.06.2025).

13. В Год семьи в Политехе представили книгу о династиях. – Текст электронный // Санкт-Петербургский союз строительных компаний: сайт. – 2024. – 7 окт. – URL: https://spbssk.ru/vgod-semi-v-politehe-predstavili-knigu-o-dinastiyah/ (дата обращения: 09.06.2025).

14. В СПбГУ открыли памятную доску, посвященную Ленину, Путину и Медведеву. – Текст : электронный // Газета.ru : сайт. – 2025. – 15 февр. – URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2025/02/15/25096082.shtml (дата обращения: 02.06.2025).

15. МГУ опять чемпион. – Текст : электронный // Журнал об инновациях в России «Стимул» : сайт. – 2024. – 23 мая. – URL: https://stimul.online/articles/sreda/mgu-opyat-chempion/ (дата обращения: 10.06.2025).

16. В КФУ Студенческим маршем Победы встречают главный праздник страны. – Текст: электронный // Информационная политика КФУ : сайт. – 2025. – 6 мая. – URL: https://media.kpfu.ru/news/9-maya-0 (дата обращения: 04.06.2025).

17. 9 Мая — день, когда сердца наполняются гордостью и благодарностью. – Текст: электронный // Тюменский индустриальный университет. Новости : сайт. – 2025. – 9 мая. – URL: https://news.tyuiu.ru/9-maia-den-kogda-serdca-napolniaiutsia-gordostiu-i-blagodarnostiu (дата обращения: 02.06.2025).

18. Открыт уникальный доступ к проекту «Строки, опаленные войной», посвященный 80-летию Великой Победы. – Текст: электронный // Информационно-библиотечный комплекс «Политех» : сайт. – 2025. – 11 февр. – URL: https://library.spbstu.ru/ru/news/938/ (дата обращения : 10.06.2025).

19. В ГУАП открыли именную мемориальную аудиторию, посвященную ученому Н. Н. Красильникову. – Текст : электронный // Комсомольская Правда : сайт. – 2023. – 11 сент. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27559/4828347/ (дата обращения: 07.06.2025).

20. Центры развития инновационной деятельности. – Текст : непосредственный // Инновации, разработки и предпринимательство в университетах : обзор подходов, кейсов, практик. – 2021. – № 7. – С. 3–4.

21. Редизайн айдентики университета Skoltech. – Текст : электронный // Коммуникационное агентство «Setters». – URL: https://old.setters.agency/portfolio/skoltech (дата обращения : 12.06.2025).

22. Репина, Л. П. Юбилейные истории университетов как жанр современной российской историографии / Л. П. Репина. – Текст : непосредственный // Диалог со временем. – 2017. – Вып. 60. – С. 142–152.

23. В университете с успехом прошел I Фестиваль культур народов мира «День межкультурного диалога МГГЭУ». – Текст : электронный // РГУ. Новости : сайт. – 2023. – 17 мая. – URL: https://rgust.ru/2023/05/17/v-universitete-s-uspehom-proshel-i-festival-kulturnarodov-mira-den-mezhkulturnogo-dialoga-mggeu/ (дата обращения: 14.06.2025).

24. Практики инклюзивного высшего образования : опыт российских вузов. – Текст: непосредственный // Сборник практик профориентационной работы, обучения, комплексного сопровождения и трудоустройства студентов с инвалидностью. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2023. – 81 c.

25. Витрина «Выпускники — нобелевские лауреаты». – Текст : электронный // Музей истории МФТИ : сайт. – URL: https://museum.mipt.ru/витрина-выпускники-нобелевские-лаур/ (дата обращения: 13.06.2025).

26. Международное партнерство вузов открывает новые горизонты для обучения и исследований. – Текст : электронный // Неравнодушный человек: сайт. – 2023. – 8 нояб. – URL: https://news.we-joined.ru/2023/11/28/международное-партнерство-вузов-отк/ (дата обращения: 14.06.2025).

27. Обучение служением : студенты ведут работу по сохранению истории края. – Текст : электронный // ТИУ. Новости: сайт. – 2025. – 23 апр. – URL: https://news.tyuiu.ru/obucenie-sluzeniem-studenty-vedut-rabotu-po-soxraneniiu-istorii-kraia (дата обращения: 28.05.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Легостаева И.В. Ценностные основания корпоративной культуры университета в коммеморативных практиках российских вузов. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2025;18(3):7-32. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-3-7-32. EDN: RDIRJL

For citation:


Legostaeva I.V. The value foundations of the university corporate culture in commemorative practices of Russian higher education institutions. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2025;18(3):7-32. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2025-3-7-32. EDN: RDIRJL

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)