Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Профориентационная работа в школе: мнение учителей, учащихся и родителей

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-90-104

Аннотация

Проблема выбора школьниками будущей профессии в настоящее время сопряжена с многообразием мира специальностей, его постоянной трансформацией и отсутствием у молодых людей представлений о тех компетенциях, которые будут востребованы на рынке труда. Школа — базовый институт, призванный осуществлять профориентационную работу по выбору молодежью направления будущей профессиональной деятельности. Цель статьи — проанализировать мнения участников образовательного процесса (учителей, старшеклассников и родителей) о реализации школой функции профориентационной деятельности.

Эмпирической базой работы выступили результаты массовых онлайн-опросов учителей, школьников и родителей г. Екатеринбурга. Исследование было проведено в декабре 2023 г. при поддержке Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга. Объем выборочной совокупности учителей составил 794 чел., старшеклассников (8–11 классы) — 3366 чел., родителей — 2157 чел.

Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что старшеклассники, родители и учителя понимают важность получения высшего образования в современном мире, его роли в достижении жизненного успеха. Материальное благополучие и комфорт, достойная заработная плата выступают ключевыми ценностными ориентирами для старшеклассников. Школьники стремятся отсрочить процесс принятия решения о выборе направления профессиональной деятельности, что обусловлено, прежде всего, неопределенностью интересов и страхом неуспеха. Показаны реальные и желаемые формы профориентационной работы в школах уральского мегаполиса. Выделены три ключевые проблемы реализации профориентационной работы в школе: сложности выбора школьниками направлений профессиональной деятельности, нежелание части педагогов вовлекать школьников в процесс выбора направления будущей профессиональной деятельности; невостребованность у школьников и родителей существующих в школах форматов мероприятий профориентационной направленности. Делается вывод о том, что некоторые из выявленных проблем можно решить путем объединения усилий школы и родительского сообщества посредством использования более интересных методов и форм профориентационной работы; разработки муниципальных программ для привлечения в школы квалифицированных специалистов по профориентационной работе; развития партнерских отношений с предприятиями и учреждениями, обеспечивающих большие возможности учащимся знакомиться с разными профессиями.

Об авторах

Н. В. Шаброва
Уральский федеральный университет
Россия

Шаброва Нина Васильевна, доктор социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

г. Екатеринбург



Т. В. Дмитриева
Уральский федеральный университет
Россия

Дмитриева Татьяна Владимировна, магистрант

г. Екатеринбург



В. А. Неделина
Уральский федеральный университет
Россия

Неделина Валерия Анатольевна, магистрант

г. Екатеринбург



А. Г. Новоселов
Уральский федеральный университет
Россия

Новоселов Алексей Геннадьевич, магистрант

г. Екатеринбург



К. А. Шаркунова
Уральский федеральный университет
Россия

Шаркунова Карина Алексеевна, магистрант

г. Екатеринбург



Список литературы

1. Колесникова, Е. М. Профориентация в школе как фактор социальной стратификации : новые практики в российской системе образования / Е. М. Колесникова. – DOI 10.19181/vis.2023.14.3.9. – Текст : непосредственный // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14, № 3. – C. 197–214.

2. Сардушкина, Ю. А. Сущность понятия профессиональной ориентации с позиции определения ее цели / Ю. А. Сардушкина. – Текст : непосредственный // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 6–2. – С. 42–45.

3. Батырева, М. В. К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной общеобразовательной школе / М. В. Батырева, М. Ю. Семенов. – Текст : непосредственный // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2014. – № 8. – С. 50–56.

4. Прохоров, А. В. Профессиональная проба как инструмент профориентационной работы / А. В. Прохоров. – DOI 10.20310/1810-0201-2023-28-2-258-266. – Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 28, № 2. – С. 258–266.

5. Брюхова, О. Ю. Профессиональная ориентация в школе : сущность, актуальные проблемы и пути решения / О. Ю. Брюхова, Т. М. Брюхова. – Текст : непосредственный // XIX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире : методология, опыт эмпирического исследования» : сборник материалов конференции. – Екатеринбург, 2016. – С. 1706–1717.

6. Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассником : проблемы и перспективы довузовской подготовки / М. В. Олиндер. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63–1. – С. 218–221.

7. Усова, С. Н. Профессиональная ориентация школьников : новые решения и практики школ-лидеров образования Подмосковья / С. Н. Усова. – Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2022. – № 2 (80). – С. 46–53.

8. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся / С. Н. Казначеева, Н. В. Быстрова, Н. С. Мурыгин, А. С. Пасечник. – Текст : непосредственный // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 3 (37). – С. 42–47.

9. Шаброва, Н. В. Доверие родителей к системе высшего образования / Н. В. Шаброва. – Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2019. – № 1. – С. 76–84.

10. Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования : монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских [и др.] ; под редакцией Г. Е. Зборовского ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Российское общество социологов. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2020. — 382 с. – Текст : непосредственный.

11. Противоречия трансфера человеческого капитала образовательных общностей в образовательных организациях региона. – Текст : непосредственный // Учащаяся молодежь : от образовательной неуспешности к образовательной успешности : монография / под редакцией Г. Е. Зборовского. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2021. – С. 301–325.

12. Кошкин, А. П. Профессионально-образовательная траектория современного старшеклассника (по результатам фокус-групповых интервью в Москве и Подмосковье) / А. П. Кошкин, Е. В. Каргаполова, Ю. А. Давыдова. – DOI 10.15838/sa.2023.4.40.9. – Текст : непосредственный // Социальное пространство. – 2023. – Т. 9, № 4. – С. 1–19.


Рецензия

Для цитирования:


Шаброва Н.В., Дмитриева Т.В., Неделина В.А., Новоселов А.Г., Шаркунова К.А. Профориентационная работа в школе: мнение учителей, учащихся и родителей. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2024;17(3):90-104. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-90-104

For citation:


Shabrova N.V., Dmitrieva T.V., Nedelina V.A., Novoselov A.G., Sharkunova K.A. Career guidance work at school: opinion of teachers, high school students and parents. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2024;17(3):90-104. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-90-104

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)