Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск

Признаки стресса у студентов: на основе анкетных данных обучающихся Тюменского индустриального университета

https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-3-98-111

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу признаков стресса у обучающихся Тюменского индустриального университета. Цель исследования — изучить признаки стресса у обучающихся высшей школы. Авторы рассмотрели понятие «стресс», изучили физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие признаки стресса у студентов. Анализ изученной литературы позволил выявить факторы, которые приводят молодежь к стрессу. Для этой цели был проведен анкетный опрос весной 2023 года, в котором приняли участие 194 респондента в возрасте от 17 до 30 лет. Опрос и обработка данных были проведены с помощью онлайн-платформы Survio. Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о наличии интеллектуальных, поведенческих, эмоциональных и физиологических признаков стресса у студентов. Половина опрошенных респондентов испытывают стресс, который может быть вызван не только учебной деятельностью, но социальными, экономическими и политическими условиями, а также зависит от личности, образа жизни студентов и других факторов. В этой связи были предложены основные направления, помогающие купировать стресс и управлять им в образовательном пространстве. 

Об авторах

Л. Н. Шабатура
Тюменский индустриальный университет
Россия

Шабатура Любовь Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий

Тюмень



Н. В. Омелаенко
Тюменский индустриальный университет
Россия

Омелаенко Наталия Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Тюмень



О. Е. Яцевич
Тюменский индустриальный университет
Россия

Яцевич Ольга Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков

Тюмень



Список литературы

1. Predictors of stress in college students during the COVID-19 pandemic / M. C. M. M. David, G. R. Vieira, L. M. de Lima Leôncio [et al.]. – DOI 10.1016/j.jadr.2022.100377. – Direct text // Journal of Affective Disorders Reports. – 2022. – Vol. 10. – P. 100377.

2. Relationship between stress response and depression in vocational medical school students in the COVID-19 epidemic : A moderated mediation model / L. Li, R. Hang, L. Qin [et al.]. – DOI 10.1016/j.actpsy.2022.103617. – Direct text // Acta Psychologica. – 2022. – Vol. 227. – P. 103617.

3. Personality traits and stress perception as predictors of students' online engagement during the COVID-19 pandemic / M. Quigley, A. Bradley, D. Playfoot, R. Harrad. – DOI Porg/10.1016/j.paid.2022.111645. – Direct text // Personality and Individual Differences. – 2022. – Vol. 194. – P. 111645.

4. Moderating role of life skills for stress responses and COVID-19-related perceived stressors among high school student-athletes / Y. Yamada, H. Tsuchiya, K. Yamaguchi, E. Katagami. – DOI 10.1016/j.ajsep.2022.12.002. – Direct text // Asian Journal of Sport and Exercise Psychology. – 2022. – Р. 1–7.

5. Park, Y. H. Stress, and coping strategy of university students during COVID-19 in Korea : The mediating role of ego-resiliency / Y. H. Park, I. H. Kim, Y. W. Jeong. – DOI 10.1016/j.actpsy.2022.103615. – Direct text // Acta Psycholigica. – 2022. – Vol. 227. – P. 103615.

6. Stevenson, J. C. Self-critical thinking mediates the relationship between perfectionism and perceived stress in undergraduate students : A longitudinal study / J. C. Stevenson, U. Akram. – DOI 10.1016/j.jadr.2022.100438. – Direct text // Journal of Affective Disorders Reports. – 2022. – Vol. 10. – P. 100438.

7. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье ; перевод с английского А. Н. Лука, И. С. Хорола ; под редакцией Е. М. Крепса ; предисловие Ю. М. Саарма. – Москва : Прогресс, 1979. – 124 с. – (Общественные науки за рубежом. Философия и социология). – Перевод изд.: Stress without distress / Hans Selye. Philadelphia, 1974. – Текст : непосредственный.

8. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг ; cокращенный перевод с немецкого ; научный редактор и автор предисловия А. Л. Журавлев. – Москва : Экономика, 1990. – С. 334. – Перевод изд.: Führen ohne Konflikte / Werner Siegert, Lucia Lang, Sindelfingen, 1985. – Текст : непосредственный.

9. Гринберг, Дж. С. Управление стрессом / Дж. С. Гринберг ; перевод с английского Л. Гительмана, М. Потапова. – 7-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 496 с. – Перевод изд.: Comprehensive stress management / Jerrold S. Greenberg. Dubuque, 1983. – Текст : непосредственный.

10. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс ; под общей редакцией В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. – Москва : Академический Проект, 2002. – 877 с. – Перевод изд.: Structura of Social Action / Talcott Parsons. New York, London, 1937. – Текст : непосредственный.

11. Парсонс, Т. Социальные системы / Т. Парсонс ; перевод с английского В. Г Николаева. – Текст : непосредственный // Вопросы социальной теории. – 2008. – Т. 2, Вып 1(2). – С. 38–71.

12. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм ; перевод с французского и послесловие Л. Б. Гофмана. – Москва : Наука, 1990. – 575 c. – (Социологическое наследие). – Текст : непосредственный.

13. Абель, Т. Социология : Основы теории / Т. Абель ; перевод с польского В. П. Макаренко. – 2-е изд. – Москва : Вузовская книга, 2006. – 192 с.

14. Cockerham, W. Conceptualizing contemporary health lifestyles : moving beyond Weber / W. C. Cockerham, A. Rütten, T. Abel. – DOI 10.1111/j.1533-8525.1997.tb00480.x. – Direct text // The Sociological Quaterly. – 1997. – Vol. 38, Issue 2. – Р. 321–342.

15. Bourdieu, P. Distinction : A Social Critique of the Judgement of Taste / P. Bourdieu. – London : Routledge, 1984. – Перевод изд.: La Distinction : critique sociale du jugement / Pierre Bourdieu. Paris, 1979. – Direct text.

16. Эбзеева, Е. Ю. Стресс и стресс-индуцированные расстройства / Е. Ю. Эбзеева, О. А. Полякова. – DOI 10.21518/2079-701X-2022-16-2-127-133. – Текст : непосредственный // Медицинский совет. – 2022. – Т. 16, № 2. – С. 127–133.

17. Ясько, Б. А. Современные теоретические и методологические подходы к исследованию организационного стресса / Б. А. Ясько. – Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. – 2013. – № 3 (123). – С. 163–167.

18. Защитная система личности и стресс : коллективная монография / Под редакцией Е. В. Куфтяк. – Москва : Мир науки, 2017. – URL: http://izd-mn.com/ PDF/18MNNPM17.pdf (дата обращения: 30.03.2022).

19. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности : обзор зарубежных исследований / М. Р. Хачатурова. – Текст : непосредственный // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 3. – С. 160–169.

20. Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции : психометрические характеристики и возможности применения методики cope / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин. – Текст : непосредственный // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 82–118.

21. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции : учебное пособие / Ю. В. Щербатых. – Cанкт-Петербург : Питер. – 2006. – 256 с. – Текст : непосредственный.

22. Расчет размера выборки. – Текст : электронный // Socioline.ru : [сайт]. – URL: https://socioline.ru/rv.php (дата обращения: 27.07.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Шабатура Л.Н., Омелаенко Н.В., Яцевич О.Е. Признаки стресса у студентов: на основе анкетных данных обучающихся Тюменского индустриального университета. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2023;16(3):98-111. https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-3-98-111

For citation:


Shabatura L.N., Omelaenko N.V., Yatsevich O.E. Signs of stress among students: a case study of questionnaire data from the students of the Industrial University of Tyumen. Proceedings from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics. 2023;16(3):98-111. (In Russ.) https://doi.org/10.31660/1993-1824-2023-3-98-111

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)