Preview

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

Расширенный поиск
Том 15, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF
9-25 15
Аннотация

В статье приводятся данные, полученные в ходе исследования, проведенного в мае–июне 2022 года и связанного с изучением образовательного потенциала вузов г. Екатеринбурга по привлечению студентов из стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В ходе проведенного исследования удалось выяснить ключевые барьеры образовательного взаимодействия стран, а также факторы, которые способствуют увеличению количества студентов из стран ШОС в вузы г. Екатеринбурга. Наши данные позволили сформулировать основные барьеры, к ним относятся объективные обстоятельства постоянно меняющихся геополитических реалий, технические сложности осуществления образовательного взаимодействия, недостаточная готовность профессорско-преподавательского состава к обучению иностранных студентов, финансовые риски, языковой барьер, культурный барьер, некомфортность инфраструктуры вузов, специфика образовательных программ и учебных планов. Также в ходе исследования были установлены факторы, которые будут способствовать развитию образовательного взаимодействия и преодолению барьеров. К ним относятся личностные факторы, мотивация на получение образования в российских вузах, исторически сложившаяся культурная традиция общения народов стран ШОС, создание единых образовательных стандартов, организаций (аналогичных университету ШОС). Таким образом, мы делаем вывод о том, что для укрепления образовательного взаимодействия можно порекомендовать расширять образовательную сеть, количество международных партнерств с университетами и другими образовательными организациями стран ШОС, улучшать условия проживания и обучения для иностранных студентов, создавать новые образовательные продукты, в которых будут заинтересованы абитуриенты из стран ШОС.

26-34 7
Аннотация

В современном быстро меняющемся мире высшее образование имеет особое значение. Основная задача современного высшего российского образования — адаптировать обучающихся к профессиональным стандартам будущего. Значимую роль в этом процессе играют сами студенты, потому что именно они являются главными акторами образовательного процесса. В данной статье на основе социологического опроса студентов предпринята попытка спрогнозировать особенности развития системы высшего образования в будущем, а также определить наиболее востребованные сферы профессиональной занятости на рынке труда будущего. Особое внимание уделено вопросу о качестве образовательного процесса при переходе на цифровой формат обучения. Как показывают результаты проведенного исследования, современные студенты в большинстве своем не готовы к полному переходу на дистанционный формат обучения.

35-49 16
Аннотация

В центре внимания статьи находится проблема изменения статуса современного национального государства в условиях глобальной трансформации социально-экономических и политических отношений. Акцент сделан на изучении процесса эволюции концепции государственного суверенитета, в основе которой лежит право государства как главного актора международных отношений на самостоятельное проведение собственной внутренней и внешней политики. Особое внимание уделяется причинам корректировки принципов теории государственного суверенитета на современном этапе развития общества. Сформулирован вывод о диалектичности суверенитета как совокупности центробежных тенденций, когда происходит укрепление региональных и местных органов власти, расширение их компетенций, и центростремительных тенденций, выражающихся в добровольном ограничении некоторыми государствами своих суверенных прав в пользу международных организаций. Утверждается, что противоборство двух тенденций — к ограничению суверенитета с одной стороны и к его укреплению с другой — будет определять мировой порядок в обозримом будущем, являясь время от времени источником международной напряженности.

50-66 22
Аннотация

В статье представлены результаты исследования принимаемых мер и методов государственной социальной политики по сдерживанию пандемии COVID-19 в 2020–2022 годах. Обсуждаются вопросы распространенности заболевания COVID-19 в мире, Российской Федерации и, в частности, в Тюменской области, методы и инструменты профилактики распространения вируса, а также показатели заболеваемости и смертности вследствие COVID-19. Рассматривается роль культуры в поведении взрослого населения, направленном на защиту от вируса COVID-19, и в мотивации использования мер профилактики. Приведены результаты анализа формализованного опроса взрослого населения старше 18 лет (n = 384 чел., полевой этап исследования — апрель 2022 года). Для изучения элементов социокультурной саморегуляции в поведении, направленном на сохранение здоровья в условиях пандемии, культура респондентов рассмотрена с позиции классификации М. Гельфанд, выделяющей жесткую и свободную типы культур, которые отображают усвоение групповых (классовых) социальных норм. Показана связь типов культуры с возрастом респондентов, мотивацией профилактики и выбором здоровьесберегающего поведения. Культура отмечена как источник усиления профилактической работы со стороны государственных институций, учитывая, что формирование более жесткой культуры, ориентирующей внимание на социальные нормы, желание избегать ошибок, самоконтроль, характеризуется более предсказуемым образом действий, что актуально в ситуации высокого риска для здоровья и жизни при вирусной пандемии.

67-88 10
Аннотация

Реализация молодежью своих функций формирует характер межпоколенческих и внутрипоколенческих взаимодействий и в конечном итоге облик страны. Молодежь может стать фактором как ускорения, так и замедления темпов социального развития. Это зависит от того, насколько она знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает ли она необходимыми качествами (физическими, духовными, образовательными, профессиональными) для решения актуальных задач, обеспечена ли необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в социальные, экономические и политические процессы. Формирование общественно-политической и социальной активности является одним из самых сложных видов воспитательной работы. При выработке реалистических ориентиров воспитательной работы, как и молодежной политики в целом, необходимо учитывать реальное состояние и динамику ценностных ориентаций молодежи. Мы предлагаем ряд мер, которые могли бы способствовать усилению общественно-политической и социальной активности молодежи в регионе.

 

89-103 9
Аннотация

Статья посвящена анализу методологических аспектов организации управления геронтообразованием в Российской Федерации. Авторами обосновывается целесообразность привлечения ресурсов специализированных проектов образования пожилых граждан в рамках стратегий адаптации российского общества к последствиям демографического старения, аргументируется необходимость централизованного управления совокупностью проектов геронтообразования для реализации потенциала этих проектов в решении актуальных социально-экономических проблем. Проанализирована специфика организации и функционирования геронтообразования в России, доказана возможность интерпретации данной структуры как социальной сети. Раскрыты специфические характеристики сетевых структур как объектов управления, доказана неэффективность применения традиционных управленческих методологий. Конкретизировано содержание сетевого подхода в рамках социологии управления, обоснована правомерность применения данной методологии для организации управления совокупностью проектов геронтообразования, функционирующих в Российской Федерации.

104-117 34
Аннотация

Социокультурная активность рассматривается как один из видов социальной активности и как форма общекультурной социализации молодежи. В данной статье анализируются особенности саморегуляции социокультурной активности молодежи города Тюмени. Данные эмпирических исследований раскрывают факторы, интенсивность и динамику социокультурной активности студенчества.

Особенности деятельности молодежи города Тюмени отражают локальные образцы культурной жизни и социокультурных практик в сравнительном срезе. На основе проведенного анкетирования молодежи в возрасте от 17 до 29 лет показаны возрастные различия социокультурных практик в структуре досуговой деятельности городской молодежи.

Методологическая база исследования строится на концепции отечественных исследователей Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова, изучавших социокультурную саморегуляцию жизнедеятельности молодежи; феноменологической дескрипции культурных практик молодых людей. Авторы конкретизируют смысловое восприятие культуры молодежью в контексте классической теории ценностей. Особое место в статье занимает раздел, посвященный проблемам саморегуляции культурной жизни молодежи в городе.

 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-1824 (Print)